Главная » Статьи

Статьи

«Остановки по всем пунктам — кроме Есино»(пути господни в «Москве-Петушках»)

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Отсутствие – первое, с чем сталкивается читатель “Москвы–Петушков”. Еще до эпиграфа, сразу после заглавия, расположено “Уведомление автора”, где сообщается о том, что автор поэмы “счел необходимым во втором издании выкинуть из главы “Серп и Молот – Карачарово” всю бывшую там матерщину”. Матерщина – “полторы страницы чистейшего мата” – присутствовали только в первом издании, тираж которого …

читать...

В. Ерофеев. «Москва-Петушки»: тошнота как экзистенциалистская категория

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Поэма Ерофеева может быть прочитана в нескольких транскрипциях, в том числе и как художественный документ русского экзистенциализма. Концептуальными в поэме предстают те понятия, которые, безусловно, принципиальны для экзистенциализма всех направлений, как то: забота, тревога, страх. Доминирующим для поэмы и фундаментальным для экзистенциализма оказывается тошнота. “Я пошел направо, чуть покачиваясь от холода и от горя. О, …

читать...

Буква «Ю» как последняя вспышка русского национального сознания или Что хотел сказать Веничка.

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

«Принеси запястья, ожерелья, Шелк и бархат, жемчуг и алмазы Я хочу одеться королевой, Потому что мой король вернулся!» В. Ер. «Москва — Петушки» В первый раз я прочитал «Москва-Петушки» в 1988 году. Трудно описать те чувства, которые посетили меня после прочтения поэмы. Полный восторг? Наверное. А какие еще чувства могли возникнуть у восемнадцатилетнего человека в …

читать...

Традиция сентиментального путешествия в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Вопрос о жанровой спецификации “Москвы – Петушков” поднимается на первых же страницах произведения: авторское определение “поэма”, отсылающее читателя к традиции Гоголя и Достоевского, намечает контаминацию прозаического и поэтического начал в тексте, а жанроподобное наименование в посвящении – “трагические листы” – предвосхищает неистовую фантасмагорию, которой предстоит развернуться в финале. Далее в иронических метанарративных рассуждениях героя-повествователя подчеркивается …

читать...

“В назидание народам древности…” лигвострановедческие заметки к поэме Вен. Ерофеева

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

– Фффу! – Кто сказал “Фффу”? Это вы, ангелы, сказали “Фффу”? – Да, это мы сказали. Фффу, Веня, как ты ругаешься!! По свидетельству одного из биографов, в некоем “доносе на себя” автор “Москвы–Петушков” написал: “Ерофеев <…> говорит-говорит, говорит он все по-русски, а смысл то все иностранный”. Насчет иностранного смысла – есть такое мнение, и исследователи …

читать...

Хождение (не)святого Венедикта в святую землю. «Москва-Петушки» как текст авторского тела

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

По формальным признакам поэма Венедикта Ерофеева “Москва–Петушки” представляет собой роман дороги типа “Хромого Беса” Лессажа или “Тома Джонса” Филдинга. На сюжетном уровне Венедикт Ерофеев описывает поездку Венички Ерофеева с Курского вокзала в Москве до станции Петушки, во время которой герой в результате стечения обстоятельств, сам не сознавая этого, поворачивает назад и возвращается в Москву. Вместе …

читать...

В. Ерофеев: Риторика и мифология национального характера

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Миф о самом пьющем народе стойко закрепился за русскими. Феномен любви русского человека к водке объясняется не только самоощущением литературы, но и искаженным видением русского героя в западной культуре. Фрейд и Ницше в качестве иллюстраций самых экстремальных способов миропонимания избирают героев Достоевского. Запад сталкивается с загадкой русской души, расхристанной, непричесанной, непонятно почему уверенной, что именно …

читать...

Некролог, «сотканный из пылких и блестящих натяжек»

08 июля 2007 | В. Ерофеев

«Черноусый поник и затосковал. На глазах у публики рушилась вся его система, такая стройная система, сотканная из пылких и блестящих натяжек. «Помоги ему, Ерофеев»… Поэма «Москва — Петушки», глава «Есино — Фрязево» Венедикт Васильевич Ерофеев из прозаических жанров любил жанр доноса на самого себя. Так он утверждал еще в начале 60-х годов и тогда же …

читать...

«Москва – Петушки» на иврите

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

Израильтяне – народ непьющий и жаргона пьяниц в иврите нет, а уж о матерщине и говорить нечего: два-три еврейских слова, два арабских и одна исковерканная русская фраза. Поэтому переводить на иврит книгу Венедикта (Венички) Ерофеева «Москва-Петушки» дело неблагодарное, каторжное, да и просто бессмысленное, потому что лексика того мира, который описал Ерофеев, только в том мире …

читать...

Путь к смерти и ее смысл в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Среди многочисленных подтекстов поэмы “Москва – Петушки”, выделяемых исследователями, присутствует и библейский. Целому ряду эпизодов из жизни Венички ставятся в соответствие определенные этапы жертвенного пути Христа1. “В свете категорий авторского кругозора поэма “Москва – Петушки” предстает в виде апокрифического евангелия от Ерофеева, в котором пьяница и сквернослов Веничка обретает облик Сына Божьего, посланного в мир …

читать...

Страницы: 1 2 32 33 34 35 36 38 39

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь