Главная » Статьи

Статьи

Механизм и смысл противоиронии в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Необыкновенный термин “противоирония” был впервые использован Владимиром Муравьевым в его анализе текста Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки”1. Михаил Эпштейн позже ссылался на термин Муравьева, утверждая, что “весь Венин стиль есть <…> противоирония”. Эпштейн следующим образом различает т.н. противоиронию и простую иронию: “Если ирония выворачивает смысл прямого, серьезного слова, то противоирония выворачивает смысл самой иронии”2. Однако, определение термина …

читать...

После карнавала, или вечный Веничка — Михаил Эпштейн — Публикация из журнала «Золотой век». 1993 г. No 4.

08 июля 2007 | В. Ерофеев

После карнавала, или вечный Веничка Что такое конец века: календарная дата? историческая веха? сумма свершений? мудрость прожитого? Если поверить глубокомысленному каламбуру Андрея Белого: «человек есть чело века», то конец века есть образ людей, его завершающих, олицетворяющих этот конец. Конец 19 века — это Ницше и Владимир Соловьев, которые в лицах выразили итог своего века и …

читать...

Владимирские страницы Венедикта Ерофеева — Евгений Шталь — Хибинский литературный музей Венедикта Ерофеева

08 июля 2007 | В. Ерофеев

Владимирские страницы Венедикта Ерофеева В советской России, как отмечал знакомый Ерофеева Владимир Муравьев, можно было выбрать три жизненные позиции: либо целиком вписаться в социалистический образ жизни, либо обустроиться в нем на определенных правах, например, начальником, со всеми положенными льготами. Или можно было стать «лишним человеком», как Иосиф Бродский, которого объявили тунеядцем и осудили за это. …

читать...

Поэма Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» и ее место в отечественной литературе

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

В начале семидесятых годов в самиздате распространилось произведение, которое впоследствии стало одним из знаковых явлений новой отечественной литературы. Это поэма Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Поэма была написана в конце 1969 — начале 1970 годов. Впервые напечатана в «тамиздате» (в Израиле) в 1973 году. И с тех пор неоднократно переиздавалась во многих странах Европы и …

читать...

«Благовествование» и «Василий Розанов глазами эксцентрика» Вен. Ерофеева как комментарий к поэме «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Поэму “Москва – Петушки” Вен. Ерофеев написал после “Благовествования” (1962), воскрешавшего традицию Ницше как автора книги “Так говорил Заратустра”, а за поэмой последовало эссе “Василий Розанов глазами эксцентрика” (1973), в котором автор поведал о перевороте, произведенном в его сознании “русским Ницше”. Немецкого и русского мыслителей Вен. Ерофеев относил к числу своих учителей, оказавших решающее воздействие …

читать...

К постановке вопроса об исследовании субкультурного пласта в «Москве-Петушках»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

В исследовательской литературе о поэме Венедикта Ерофеева преобладает анализ интертекстуальных связей, порой даже представляющийся избыточным, не способствующим истолкованию текста (как, например, в чрезвычайно ценных во всём прочем комментариях Э. Власова) 1; при этом особое внимание истолкователи обращают на цитаты и аллюзии из Библии, русской классики и “пропагандистской советской радио— и газетной публицистики” 2. Между тем, …

читать...

«Очарованный странник» Адам в поисках Лилит Мармеладовой

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Начиная с 1973 года огромное количество филологов-славистов пытаются отмечать в “Москве – Петушках” все новые и новые пласты. Эта работа, несмотря на наличие многих (а порой, увы! – нелепых) попыток интерпретации поэмы, успешно ведется и по сей день. Тема, которой посвящено настоящее исследование, не является новаторской. Тем не менее, в этой работе мы попытались свести …

читать...

Христианские реминисценции в постмодернистическом контексте(«Москва-Петушки» Вен. Ерофеева)

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Если определить парадокс как случайную стыковку несовместимого, то можно утверждать, что поэма “Москва – Петушки” и ее судьба тяготеют к неслучайному парадоксу. Парадоксален тот факт, что поэма, в которой христианство пропущено сквозь отчаяние, юродство и постмодернистское начало, была написана, когда автор приближался к возрасту Христа. Парадоксально отнесение поэмы к постмодернистским текстам, тогда как ее лирический …

читать...

«Гастрономическая» традициая в русской литературе ХХ века на примере творчества Северянина и поэмы В. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

“<…> Москва, говорите, Петушки? Есть у нас попутный маршрут величайшего и непроизвольного мастера противоиронии: Игоря Северянина. Из Москвы – в Нагасаки!..”1, – замечает в “Предисловии”2 к своей поэме В. Ерофеев, тем самым проводя определенную параллель между собственным, “слишком единственным”3, экзистенциальным опытом и поэзотворчеством первого и последнего русского эго-футуриста. “Попутными” являются, на наш взгляд, и некоторые …

читать...

«Остановки по всем пунктам — кроме Есино»(пути господни в «Москве-Петушках»)

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Отсутствие – первое, с чем сталкивается читатель “Москвы–Петушков”. Еще до эпиграфа, сразу после заглавия, расположено “Уведомление автора”, где сообщается о том, что автор поэмы “счел необходимым во втором издании выкинуть из главы “Серп и Молот – Карачарово” всю бывшую там матерщину”. Матерщина – “полторы страницы чистейшего мата” – присутствовали только в первом издании, тираж которого …

читать...

Страницы: 1 2 31 32 33 34 35 38 39

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь