Главная » Статьи » Материалы Третьей международной конференции ТГУ Материалы Третьей международной конференции ТГУ
29 сентября 2023 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Тверской государственный университет ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ IV Сборник научных трудов Тверь 1998 И. В. Фоменко, Л. П. Фоменко. Художественный мир и мир, в котором живет автор г. Тверь Когда в начале 60-х гг. идея системности активно входила в литературоведение, появилась статья Д. С. Лихачева о внутреннем мире художественного произведения.[1] Эта работа послужила …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Исследователи и почитатели творчества В. Ерофеева убеждены в том, что уходящий ХХ век весь еще в “страстях по Венедикту”. Оспаривать это утверждение невозможно и бессмысленно, равно как и говорить о том, что при всех усилиях современных литературоведов “феномен Венедикта” может быть в ближайшее время исчерпан. Интересен и показателен в этом смысле предложенный Е. Поповым в …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
“Москва – Петушки” – номинатив железнодорожного сообщения между двумя населенными пунктами, неравнозначными по своему месту в общественном сознании. Москва – столица крупнейшего на земном шаре государства, претендовавшая во время написания поэмы на первостепенную значимость в мировом историческом процессе и в силу этого обладавшая соответствующими мифологическими значениями в общественном сознании. Петушки – райцентр Владимирской области, факт …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Едва ли не каждый автор, пишущий о Венедикте Ерофееве и его поэме, считает необходимым упомянуть о юродстве, имея в виду культурную традицию, восходящую к древнерусской словесности 1. Первоначально юродство – это культурный феномен, характерный для средневековой Руси. А.М. Панченко выделяет следующие сущностные, содержательные и формальные черты древнерусского юродства: 1. Амбивалентность: юродивый принадлежит миру антикультуры, одновременно …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Прежде всего, оговорим основное понятие. Мы исходим из аксиомы, что всякое произведение искусства обладает целостностью, и что одним из основных способов организации этой целостности является ритм во всем многообразии его реальных проявлений. Такой взгляд на объект литературоведческого анализа был подробно разработан в исследованиях М.М. Гиршмана с опорой, в первую очередь, на концепцию целостности Ф. Шеллинга. …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
“Москва – Петушки” Ерофеева обычно рассматривается как первое русское постмодернистское произведение. Для поэтики постмодернизма, как известно, присуща интертекстуальность, позволяющая даже разделить поэму на множество кадров, почти не связанных ни в пространстве, ни во времени. Такая структура заложена уже в заголовке исследуемого мной произведения. Так, название “Москва – Петушки” легко раскладывается на два односоставных назывных предложения …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Художественное пространство “Москвы – Петушков” создается, в основном, посредством почти беспрерывного цитирования других текстов. С помощью цитации перечисляются культурные коды, существенные для создаваемого мира – происходит его своеобразная “инвентаризация”. Произведение вводится в ряд текстов культуры и само становится списком таких текстов – т.е. гипертекстом. Однако, в “Москва – Петушки” присутствуют не только списки цитат. Там …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Необыкновенный термин “противоирония” был впервые использован Владимиром Муравьевым в его анализе текста Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки”1. Михаил Эпштейн позже ссылался на термин Муравьева, утверждая, что “весь Венин стиль есть <…> противоирония”. Эпштейн следующим образом различает т.н. противоиронию и простую иронию: “Если ирония выворачивает смысл прямого, серьезного слова, то противоирония выворачивает смысл самой иронии”2. Однако, определение термина …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Поэму “Москва – Петушки” Вен. Ерофеев написал после “Благовествования” (1962), воскрешавшего традицию Ницше как автора книги “Так говорил Заратустра”, а за поэмой последовало эссе “Василий Розанов глазами эксцентрика” (1973), в котором автор поведал о перевороте, произведенном в его сознании “русским Ницше”. Немецкого и русского мыслителей Вен. Ерофеев относил к числу своих учителей, оказавших решающее воздействие …
читать...
08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Если определить парадокс как случайную стыковку несовместимого, то можно утверждать, что поэма “Москва – Петушки” и ее судьба тяготеют к неслучайному парадоксу. Парадоксален тот факт, что поэма, в которой христианство пропущено сквозь отчаяние, юродство и постмодернистское начало, была написана, когда автор приближался к возрасту Христа. Парадоксально отнесение поэмы к постмодернистским текстам, тогда как ее лирический …
читать...