Главная » Статьи » Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Материалы Третьей международной конференции ТГУ

«Очарованный странник» Адам в поисках Лилит Мармеладовой

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Начиная с 1973 года огромное количество филологов-славистов пытаются отмечать в “Москве – Петушках” все новые и новые пласты. Эта работа, несмотря на наличие многих (а порой, увы! – нелепых) попыток интерпретации поэмы, успешно ведется и по сей день. Тема, которой посвящено настоящее исследование, не является новаторской. Тем не менее, в этой работе мы попытались свести …

читать...

К постановке вопроса об исследовании субкультурного пласта в «Москве-Петушках»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

В исследовательской литературе о поэме Венедикта Ерофеева преобладает анализ интертекстуальных связей, порой даже представляющийся избыточным, не способствующим истолкованию текста (как, например, в чрезвычайно ценных во всём прочем комментариях Э. Власова) 1; при этом особое внимание истолкователи обращают на цитаты и аллюзии из Библии, русской классики и “пропагандистской советской радио— и газетной публицистики” 2. Между тем, …

читать...

«Гастрономическая» традициая в русской литературе ХХ века на примере творчества Северянина и поэмы В. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

“<…> Москва, говорите, Петушки? Есть у нас попутный маршрут величайшего и непроизвольного мастера противоиронии: Игоря Северянина. Из Москвы – в Нагасаки!..”1, – замечает в “Предисловии”2 к своей поэме В. Ерофеев, тем самым проводя определенную параллель между собственным, “слишком единственным”3, экзистенциальным опытом и поэзотворчеством первого и последнего русского эго-футуриста. “Попутными” являются, на наш взгляд, и некоторые …

читать...

«Остановки по всем пунктам — кроме Есино»(пути господни в «Москве-Петушках»)

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Отсутствие – первое, с чем сталкивается читатель “Москвы–Петушков”. Еще до эпиграфа, сразу после заглавия, расположено “Уведомление автора”, где сообщается о том, что автор поэмы “счел необходимым во втором издании выкинуть из главы “Серп и Молот – Карачарово” всю бывшую там матерщину”. Матерщина – “полторы страницы чистейшего мата” – присутствовали только в первом издании, тираж которого …

читать...

В. Ерофеев. «Москва-Петушки»: тошнота как экзистенциалистская категория

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Поэма Ерофеева может быть прочитана в нескольких транскрипциях, в том числе и как художественный документ русского экзистенциализма. Концептуальными в поэме предстают те понятия, которые, безусловно, принципиальны для экзистенциализма всех направлений, как то: забота, тревога, страх. Доминирующим для поэмы и фундаментальным для экзистенциализма оказывается тошнота. “Я пошел направо, чуть покачиваясь от холода и от горя. О, …

читать...

Хождение (не)святого Венедикта в святую землю. «Москва-Петушки» как текст авторского тела

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

По формальным признакам поэма Венедикта Ерофеева “Москва–Петушки” представляет собой роман дороги типа “Хромого Беса” Лессажа или “Тома Джонса” Филдинга. На сюжетном уровне Венедикт Ерофеев описывает поездку Венички Ерофеева с Курского вокзала в Москве до станции Петушки, во время которой герой в результате стечения обстоятельств, сам не сознавая этого, поворачивает назад и возвращается в Москву. Вместе …

читать...

“В назидание народам древности…” лигвострановедческие заметки к поэме Вен. Ерофеева

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

– Фффу! – Кто сказал “Фффу”? Это вы, ангелы, сказали “Фффу”? – Да, это мы сказали. Фффу, Веня, как ты ругаешься!! По свидетельству одного из биографов, в некоем “доносе на себя” автор “Москвы–Петушков” написал: “Ерофеев <…> говорит-говорит, говорит он все по-русски, а смысл то все иностранный”. Насчет иностранного смысла – есть такое мнение, и исследователи …

читать...

Традиция сентиментального путешествия в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Вопрос о жанровой спецификации “Москвы – Петушков” поднимается на первых же страницах произведения: авторское определение “поэма”, отсылающее читателя к традиции Гоголя и Достоевского, намечает контаминацию прозаического и поэтического начал в тексте, а жанроподобное наименование в посвящении – “трагические листы” – предвосхищает неистовую фантасмагорию, которой предстоит развернуться в финале. Далее в иронических метанарративных рассуждениях героя-повествователя подчеркивается …

читать...

В. Ерофеев: Риторика и мифология национального характера

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Миф о самом пьющем народе стойко закрепился за русскими. Феномен любви русского человека к водке объясняется не только самоощущением литературы, но и искаженным видением русского героя в западной культуре. Фрейд и Ницше в качестве иллюстраций самых экстремальных способов миропонимания избирают героев Достоевского. Запад сталкивается с загадкой русской души, расхристанной, непричесанной, непонятно почему уверенной, что именно …

читать...

Путь к смерти и ее смысл в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Среди многочисленных подтекстов поэмы “Москва – Петушки”, выделяемых исследователями, присутствует и библейский. Целому ряду эпизодов из жизни Венички ставятся в соответствие определенные этапы жертвенного пути Христа1. “В свете категорий авторского кругозора поэма “Москва – Петушки” предстает в виде апокрифического евангелия от Ерофеева, в котором пьяница и сквернослов Веничка обретает облик Сына Божьего, посланного в мир …

читать...

Страницы: 1 2 3

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь