Статьи / Материалы Третьей международной конференции ТГУ
Материалы Третьей международной конференции ТГУ
1. Хождение (не)святого Венедикта в святую землю. "Москва-Петушки" как текст авторского тела
По формальным признакам поэма Венедикта Ерофеева “Москва–Петушки” представляет собой роман дороги типа “Хромого Беса” Лессажа или “Тома Джонса” Филдинга.
Автор: С. И. Ястремский
» читать
 
2. Путь к смерти и ее смысл в поэме Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
Приводимый анализ одного из аспектов поэмы менее всего претендует на полноту и истинность. Мы стремились лишь предложить возможный вариант прочтения текста, природа которого – карнавальная, центонная, травестийная по своей сути – заведомо провоцирует читателя на создание множественных интерпретаций.
Автор: Е. А. Козицкая
» читать
 
3. “В назидание народам древности...” лигвострановедческие заметки к поэме Вен. Ерофеева
Перевод поэтичнейшего названия коктейля “Сучий потрох” (“Cat gut”, кошачьи кишки) вызывает в памяти свидетельства тартуских студентов о том, что в эстонском языке нет страшнее слов, чем “чортовы кишки, вялящиеся на солнце”.
Автор: Н. М. Сперанская
» читать
 
4. Поэтика заглавия поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
“Москва – Петушки” – номинатив железнодорожного сообщения между двумя населенными пунктами, неравнозначными по своему месту в общественном сознании.
Автор: Е. А. Егоров
» читать
 
5. О роли омофонии в интерпретации названия поэмы Венедикта Ерофеева с точки зрения здравого смысла
Книга-путешествие, пусть и очень необычная, чаще всего уже в названии содержит указание на маршрут, который в ней будет описан.
Автор: А. Ю. Сорочан, М.В. Сроганов
» читать
 
6. Феномен “Рамы” в структуре поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
Как нам представляется, значительная часть текста поэмы, включающая главы “43-й километр – Храпуново” – “Дрезна – 85-й километр”, представляет собой “процитированную” конструкцию, известную в литературоведении как “рама”.
Автор: Н. А. Корзина
» читать
 
7. Симметрия и круг в структуре текста "Москва-Петушки" Вен. Ерофеева
Существуют некоторые внутритекстовые явления, которые при исходном различии литературоведческого и комментаторского подходов не допускают многозначности. Прежде всего это относится к роли симметрии и круга в структуре текста поэмы.
Автор: Г. Л. Нефагина
» читать
 
8. Дионисийское и Апполоновское начала в поэме Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
Поэма “Москва-Петушки” находится на пересечении двух дискурсов – модернистского и постмодернистского и может быть прочитана на обоих “языках”.
Автор: Т. А. Мелешко
» читать
 
9. В. Ерофеев. "Москва-Петушки": тошнота как экзистенциалистская категория
Концептуальными в поэме предстают те понятия, которые, безусловно, принципиальны для экзистенциализма всех направлений, как то: забота, тревога, страх. Доминирующим для поэмы и фундаментальным для экзистенциализма оказывается тошнота.
Автор: Н. И. Ищук-Фадеева
» читать
 
10. Бабник versus утопист(эротика и утопия в поэме В. Ерофеева "Москва-Петушки")
Если за эротическим дискурсом традиционно закреплена с трудом поддающаяся артикуляции сфера внутреннего интимного опыта[2], то утопические построения обычно связываются с идеологическим дискурсом, направленным на овладение реальностью. Поэма В. Ерофеева “Москва – Петушки” демонстрирует случай, в котором эти два типа дискурса оказываются тесно переплетены.
Автор: И. А. Калинин
» читать
 
11. "Москва-Петушки" как ритмическое целое(предварительные замечания)
Прежде всего, оговорим основное понятие. Мы исходим из аксиомы, что всякое произведение искусства обладает целостностью, и что одним из основных способов организации этой целостности является ритм во всем многообразии его реальных проявлений.
Автор: Ю. Б. Орлицкий
» читать
 
12. Механизм и смысл противоиронии в поэме Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"
Необыкновенный термин “противоирония” был впервые использован Владимиром Муравьевым в его анализе текста Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки”. Михаил Эпштейн позже ссылался на термин Муравьева, утверждая, что “весь Венин стиль есть <…> противоирония”.
Автор: А. Комароми
» читать
 
13. Инвентаризация мира в поэме В. Ерофеева "Москва-Петушки"
Художественное пространство “Москвы – Петушков” создается, в основном, посредством почти беспрерывного цитирования других текстов. С помощью цитации перечисляются культурные коды, существенные для создаваемого мира – происходит его своеобразная “инвентаризация”.
Автор: А. Куликова
» читать
 
14. "Благовествование" и "Василий Розанов глазами эксцентрика" Вен. Ерофеева как комментарий к поэме "Москва-Петушки"
Поэму “Москва – Петушки” Вен. Ерофеев написал после “Благовествования” (1962), воскрешавшего традицию Ницше как автора книги “Так говорил Заратустра”, а за поэмой последовало эссе “Василий Розанов глазами эксцентрика” (1973), в котором автор поведал о перевороте, произведенном в его сознании “русским Ницше”. Немецкого и русского мыслителей Вен. Ерофеев относил к числу своих учителей, оказавших решающее воздействие на формирование его жизненной философии.
Автор: И. С. Скоропанова
» читать
 
15. "Остановки по всем пунктам — кроме Есино"(пути господни в "Москве-Петушках")
Отсутствие – первое, с чем сталкивается читатель “Москвы–Петушков”. Еще до эпиграфа, сразу после заглавия, расположено “Уведомление автора”, где сообщается о том, что автор поэмы “счел необходимым во втором издании выкинуть из главы “Серп и Молот – Карачарово” всю бывшую там матерщину”. Статья написана при поддержке the Research Support Scheme фонда "Открытое общество", грант № 1670/1999.
» читать
 
16. Функция библейского парафраза в организации внутреннего интертекста поэмы Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"
Цель данной работы – рассмотреть подробно библейские парафразы в поэме “Москва – Петушки”. Кроме того, мы попытаемся доказать, что они играют основную роль в описании двух главных мотивов – любовного, лежащего на поверхности сюжета, и мотива (который глубоко укоренен в подтексте произведения) повторения жизни Иисуса Христа героем.
Автор: Г. С. Прохоров
» читать
 
17. Христианские реминисценции в постмодернистическом контексте("Москва-Петушки" Вен. Ерофеева)
Парадоксален тот факт, что поэма, в которой христианство пропущено сквозь отчаяние, юродство и постмодернистское начало, была написана, когда автор приближался к возрасту Христа.
Автор: О. А. Смирнова
» читать
 
18. Традиция сентиментального путешествия в поэме Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
Близость поэмы Ерофеева сентиментальным путешествиям стернианской парадигмы эксплицируется даже на чисто внешнем – “диакритическом” – уровне. Композиционно текст членится на главы по названиям мест, через которые проезжает герой, при этом название главы никак не соотносится с сообщаемой в ней информацией
Автор: И. В. Банах
» читать
 
19. Русская классика как подкидная доска В. Ерофеева(о поэме "Москва-Петушки")
О связях произведения Венедикта Ерофеева с русской литературной классикой написано немало; филологи отмечают в поэме самые разные традиции: от Радищева до Блока. Нами не оспариваются удивительные, и подчас взаимоисключающие, наблюдения коллег, а ставятся только некоторые вопросы.
Автор: В. В. ШАДУРСКИЙ
» читать
 
20. Вакханальные мотивы в творчестве А. А. Дельвига и поэме Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"
Вакхические мотивы, характерные для поэмы Вен. Ерофеева “Москва-Петушки”, лежат в основе многих поэтических произведений Дельвига – “Дифирамб” (“Либер, Либер, я шатаюсь...”, 1816), “Друзья, поверьте не грешно...” (1819), “Застольная песня” (“Ничто не бессмертно, не прочно...”; 1822) и др.
Автор: Д. Н. Жаткин
» читать
 
21. "Талифа куми" или "Байрон на судне"? О Романтических мотивах в поэме В. Ерофеева "Москва-Петушки"
Будучи во многом автобиографической, поэма “Москва–Петушки” безусловно выражает типологически романтическое миропонимание Венедикта Ерофеева.
Автор: Е. Г. Милюгина
» читать
 
22. "Очарованный странник" Адам в поисках Лилит Мармеладовой
В этой работе мы попытались свести воедино множество точек зрения относительно двух персонажей, образующих в поэме основную любовную пару – главного героя Венички и его Безымянной Возлюбленной.
Автор: А. Е. Яблоков
» читать
 
23. "Гастрономическая" традициая в русской литературе ХХ века на примере творчества Северянина и поэмы В. Ерофеева "Москва-Петушки"
...“Попутными” являются, на наш взгляд, и некоторые историко-бытовые архетипы в творческом поведении Ерофеева и Северянина, в частности, образы, связанные с их гастрономическими пристрастиями.
Автор: Д. С. Прокофьев
» читать
 
24. Позиция рассказчика в русской прозе ХХ века: от Ал. Ремизова к Вен. Ерофееву
Венедикт Ерофеев, безусловно, принадлежит к пресловутой “линии Гоголя” в русской литературе. Прямо ли, косвенно ли, но об этом свидетельствует и авторское определение жанра “Москвы–Петушков” – поэма.
Автор: И. Е. Карпенко
» читать
 
25. "Юродство" в поэме Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" и в поэзии Егора Летова
Едва ли не каждый автор, пишущий о Венедикте Ерофееве и его поэме, считает необходимым упомянуть о юродстве, имея в виду культурную традицию, восходящую к древнерусской словесности.
Автор: Г. Ш. Нугманова
» читать
 
26. К постановке вопроса об исследовании субкультурного пласта в "Москве-Петушках"
Н. Богомолов указал на необходимость видеть в “Москве – Петушках” систему “то мимолетных, то более развернутых согласий или полемик с несравненно более широким пластом культуры (и, конечно же, литературы), которые видны не с первого взгляда...” [3]. Мы полагаем, что эта исследовательская программа касается не только “элитарных” подтекстов, но и субкультурных.
Автор: Д. М. Давыдов
» читать
 
27. Веничка – "первый в России панк"
Идею этой работы породили два, казалось бы не связанных друг с другом, факта: название и проблематика статьи Ильи Смирнова о Владимире Высоцком “Первый в России рокер” и упоминание Венедикта Ерофеева в одной фольклорной истории о ленинградском панке Свине.
Автор: Ю. В. Доманский
» читать
 
28. В. Ерофеев: Риторика и мифология национального характера
Миф о самом пьющем народе стойко закрепился за русскими. Феномен любви русского человека к водке объясняется не только самоощущением литературы, но и искаженным видением русского героя в западной культуре.
Автор: А. Л. Ястребов
» читать
 
© POL, Chemberlen 2005-2006
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь