«Москва — Петушки» — пробуждение Таганки?
В первом выпуске «Театрального курьера» хочу представить спектакль Московского Театра на Таганке «Москва-Петушки». Совсем скоро израильский зритель получит возможность увидеть его на «в живую». Это уникальное произведение написал мифический Венедикт Ерофеев, в нынешнем году ему исполнилось бы 60 лет. В своё время о книге и мифе, созданном вокруг неё, ходило много слухов и легенд…
Первое издание «Москва — Петушки» разошлось быстро. Стоимость его была равна цене бутылки водки — 4 р. 12 коп., а количество страниц книги было составлено таким образом, что прочесть ее можно было за весь путь от Москвы до самых Петушков! Это кажется парадоксом, но проверьте и убедитесь сами — подъезжая к Петушкам, вы точно закончите читать все главы!
Неординарность произведения, возможно, и стала причиной выбора его Театром на Таганке. Пьеса и Театр нашли друг друга!
Спектакль «Москва — Петушки» построен необычным образом, но необычность здесь естественна, поскольку сама характеристика произведения как мифа уже не стандартна. Зрителя как бы сажают в поезд, и около двух часов — без остановки-антракта — его на полном ходу швыряет о стены безумного вагона, отстукивающего: Москва — Петушки, Москва — Петушки… Как и в старое доброе таганковское время, зрителя подключают к «высоковольтной линии» передачи энергии. А энергия эта — поражает, потрясает! Читавшие произведение удивятся, что Веничка Ерофеев едет в поезде один… Но зато как он едет один!!! Как он рассказывает свою историю! И как он в своих воспоминаниях проводит время с той, к кому он едет… «Не слыханная!» — кричит он с надрывом на весь зал и с истомой продолжает, — «Это — женщина, у которой до сегодняшнего дня грудь стисткивали только предчуствия. Это жещина — у которой никто до меня даже пульса не щупал…» В горле — комок, в спине — озноб от восторга.
Веничку Ерофеева играет Александр Цуркан, известный нам по предыдущим гастролям Театра на Таганке («Мастер и Маргарита» — Иван Бездомный, »Братья Карамазовы» — Митя Карамазов). Этот актер — гибкий, как дикая кошка, и при этом ясноглазый и с замечательной светлой улыбкой, вытворяет на глазах у зрителей т-а-акое! — сальто, кувырки, «мостики» и прочие акробатические фигуры! Веничке всё время мешают. Мешают везде и во всём. Два огромных бугая постоянно гоняют его по сцене, не давая Вене прохода — и все это на напряжённом музыкальном фоне. Звучит музыка Дмитрия Шостаковича, которую прямо на сцене исполняет виртуоз-саксофонист, композитор Сергей Летов. Необычно еще одно музыкальное имя — Василий Немирович-Данченко (внук известного режиссера), также написавший музыку для этого спектакля.
Появляется петушковская зазноба Венички (актриса Ирина Линдт). Она передвигается по сцене в акробатическом мостике, затем, стоя на одной ноге, грациозно поднимает вторую ногу в шпагат и при этом умудряется играть на дудке, а затем поёт — и как поёт! А удаляясь со сцены, не забывает одарить героя известной комбинацией из трех пальцев.
«…Эта девушка вовсе не девушка! Это искусительница — не девушка, а баллада ля бемоль мажор!»
Во вступлении к книге есть предупреждение автора ко всем девушкам, что главу «Серп и Молот — Карачарово» следует пропустить, поскольку за фразой «И немедленно выпил» нет ни одного цензурного слова — и следует полторы страницы чистейшего мата. Такое заявление дало обратную реакцию — все девушки сразу хватались я эту главу, даже не прочитав фразы «И немедленно выпил». По этой причине во втором издании из примечательной главы была выкинута вся матерщина… А вот услышите ли вы это… Неизвестно!
Настоятельно рекомендую не пропустить гастроли Таганки — безмерная любовь к человеку, подарившему нам гениальную поэму, поэму о нас самих, о нашем времени, очень выразительно передана артистами театра, наслаждение от встречи с прекрасным ещё долго будет удерживать вас в своем сладком плену.
Автор: Инна Когосова
Источник: «Шанс», № 26, 25 июня — 2 июля 1998 г.