От 27.6.2009 на произведение «Москва-Петушки»
«…сами знаете, как тяжело во Франции писать о любви.»
В. Ерофеев. Москва-Петушки.
Для «пущей» точности – это Поэма. А не простой ОЖИВЛЯЖ (слово навсегда вошедшее в наш язык из великого произведения) лирического героя, которому «на Руси жить» нехорошо. Почему? А мутит всё время – буквально нехорошо. И избавиться от этой МУТИ не позволяет НИКАКОЙ АЛКОГОЛЬ (вот вам, дорогие прагматики, польза и один из нравственных уроков поэмы). А мутит-то кого? А вот этого самого – рыцаря духовных метаний, «Героя нашего времени» — с самой большой буквы, – Венечку.
Для молодого нашего поколения поясню отдельной фразой и доступно:
«не приколом единым жив человек!» Мне могут возразить, так ведь человек, а этот-то – герой, то есть хероик – для по-разному, «особо» и не «особо», но продвинутых.
На первый взгляд, на второй, а также и на третий… Вообще, сколько не гляди на Венечку, аморальность типчика, лица, если хотите, а если уж говорить про его «животное состояние», то не лица, а РОЖИ — будем говорить ему в лицо (в рожу, то есть, грубо говоря) и напрямик! — так вот аморальность этой рожи нарочита! Она не проста до такой степени, что, кажется, заполняет все возможные проявления нормальной жизни среди любых людей. Но внутри ещё теплится что-то другое… «На лицо ужасные, добрые внутри»? Об этом стоит, если не поговорить, то подумать, хотя бы немного…
Те, кто учился в совковой школе, или вообще учился где-нибудь ещё, и даже потом, «как люди с особенно развитым чувством борьбы за жизнь», сразу понимают и не могут не понять (таков неумолимый талант Ерофеева и заметим походя для тех, кто часто глядитСЯ в ящик: «федот – да не тот!»), что он – Венечка – ТОЖЕ ЛИШНИЙ. Он попадает в славный ряд из онегиных да печориных… и до такой степени, что там он – «свой среди чужой среди своих» – трансцендентально! Вот и пригодилось словечко – в десятку!
Именно ему, а не каким-то там «зажравшимся» барам-дворянам, которых молодой Пушкин, находясь в одесской ссылке предлагал перевешать с его собственным участием по части затягивания петель на шеях (чувства добрые он только лирой пробуждал, а сам был Гражданином – тоже с большой буквы! Кто не верит, – см. записки П.И. Долгорукова, цитируемые, например, добросовестным академиком Нечкиной в книжке «Декабристы»), так вот ему и только ему посвящены пламенные строки простого советского школьника (чемпиона по лицемерию в письменном виде):
«А сейчас, – говорит он торжественно, – лишних людей НЕТ, да они и НЕ НУЖНЫ!»
Вот тут, как говорится и весь сказ, дорогие мои, дочитавшие до этих мест. Вы на пороге глубины проникновения в поэму – в её предмет, в суть: Венечка живёт в таком месте и в такое время, когда не нужны люди… Кому не нужны? А никому! А уж начальству-то меньше всего! Не могло такого начальство про себя и собой любимого терпеть! Поэма была под запретом.
Но, «шила в мешке не утаишь», «сладко стелит – липко спать», «по Сеньке и шапка»! Это самое… потом ехидно отмечали многие персонажи нашего великого ММЖ-сатирика: «нас много – их мало!… – это нас должно меньше быть». И точно! Всё так как по начертанному начальством – всё меньше и меньше и… (напомним-просветим: факторы уровня смертности в России: бедность, алкоголизм, курение, самоубийства, низкое качество мед.услуг, насилие, ДТП. С 1992 г. число умерших в стране устойчиво превышает число рождений. Убыль — 12 млн. человек и была только на 5,5 млн компенсирована миграционным приростом… сохранение таких тенденций как низкая рождаемость и высокая смертность, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г сократится до 125–135 млн человек, а к 2050 — до 100 млн. https://andre1963.livejournal.com/ ). Кстати, вот правда про начальство поэтически:
«А что смеетесь? Всякие
Бывают приказания:
Сидел на губернаторстве
В Якутске генерал.
Так на кол тот коровушек
Сажал! Долгонько слушались:
Весь город разукрасили,
Как Питер монументами,
Казненными коровами,
Пока не догадалися,
Что спятил он с ума!»
https://www.velchel.ru/nekrasov/index.php?cnt=1&sub=7&page=4
А что и как происходит, когда эти самые, то есть с их собственными лицами – не нужны? А очень просто сначала – одичание, потом – озверение, результат — рожи. Итак, кому же на Руси…?
«Бывают такие времена, – тонко замечает С.Е. Лец, – когда люди, даже разговаривая во сне, врут!» Нелицеприятное понимание это сентенции очень необходимо, чтобы ещё кое-что важное понять про Венечку. Этот-то – не врёт – не умеет. В отличие, например, от того захудалого школьника, который по молодости лет и совершенно СЛУЧАЙНО сказал про Венечку (и не только!) главное – люди-то вы лишние. Понимай так: начальству вашему, вы, то есть, без надобности. Или высоким штилем: «Скрипач не нужен»!
…и говорит с причмоком сладострастья:
— Вот вымрут поколения, которым
победа наша принесла несчастья,
тогда на всё посмотрят свежим взором,
тогда не будут нас клеймить позором
свидетели того, как сдохла совесть,
убитая естественным отбором, —
и мы войдём в Историю, как новость,
как сила воли, чью победу окрыля
способностью не мучиться виною,
История подвигла — счастья для! —
произвести крушенье корабля,
и мы не постояли за ценою…
Не спасся тот, кому не суждено, —
утопленников здесь полным-полно,
под винт попали, жуткое кино,
но если б историческая личность
считала жертвы, ха-ха-ха, смешно сказать,
была бы в этом неприличность, —
так неприлично не ведут себя
Истории доверенные лица,
не современникам подсудна их судьба,
а впечатлительных попросят удалиться.
Юнна Мориц
https://www.morits.owl.ru/stih/privet/poem163.htm
Тут особенно духовно озарённые припомнят выход из этого, извиняюсь за выражение, сюрреализма. Но венечки не оставляют шансов устами своих собратьев по несчастью: «нет, и в церкви всё не так…, всё не так, как надо… и не церковь, и не кабак – ничего не свято…». Общее достоинство, ранимость и нежность, тонкость чувствующих натур, чувствующих любую, даже микроскопическую ложь.
«Кончаю, страшно перечесть!» – увлёкся. Нагромождение безобразно-неправдоподобного как изображение БЕСПРОСВЕТНОСТИ общества, СОВКА, того, который кое-кому с высоты лет видится чуть ли не идеалом. В этом, с точки зрения нашей с Венечкой, «непрофессиональной искренности», и нам видится ОБРАЗ той действительности. И нельзя сегодня этот ОБРАЗ идеализировать – мол, чем больше образов – тем святее. Ложь она и в Африке – просто ложь.
Автор: Читалогоанатом