«Налей, Гуревич, весь остаток — пополам. Ты готов?»
От 26.9.2011 на произведение «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»
Не помню уже, когда я в последний раз читал пьесу. Скорее всего, это был Чехов или Шекспир. До «Вальпургиевой ночи» мне никогда еще так сильно не хотелось увидеть игру актеров на сцене. Сказать, что она меня сильно впечатлила — ничего не сказать. Я был потрясен, поражен, раздавлен эмоциями, захвачен врасплох и скован своими чувствами. Это была одна из самых головокружительных книг, которые мне доводилось читать.
Действие происходит в психиатрической больнице. Сразу же чувствуешь себя таким же «нормальным» психом, как и все действующие лица. Вот только ты-то сидишь себе спокойно на табурете и не вступаешь во взаимодействие с окружающей тебя реальностью, какой бы ужасающей она не казалась. » Короче, ощущаешь себя внутри благодати – и все-таки совсем не там… ну… как во чреве мачехи…»(с).
Поражает язык автора: столько эмоций, вложенных в обыкновенные черные буквы на белой бумаге, я не встречал никогда. Ерофеев так ярко и точно сумел создать и описать образы героев, что поневоле начинаешь сопереживать и сочувствовать им. Видеть их слабые и сильные стороны, понимать и принимать их точку зрения на мир. Все они правы, только каждый по-своему, в меру своего сумасшествия. Прохоров — староста 3-й палаты и диктатор 2-й. Стасик, со своими «носопырочками одухотворенными» и «Обормотиками желтыми». Гуревич, с его великолепными пятистопными ямбами, после которых так и тянет тоже придумать что-нибудь на ходу. Сережа, который очень любил свою Ереминым расчлененную маму, с добрыми и милыми мечтами: «Космическая выставка веселой любви и тайных радостей всех веселых космонавтов веселого Космуса».
Пьеса о жизни народа, о политике, о судьбе Родины и взаимоотношениях России с другими странами. Большинство проблем, затронутых в книге, уже несколько неактуально в наши дни, но это обстоятельство никак не помешало понять, что Венедикт Ерофеев сумел предсказать дальнейший путь развития своей страны: развал Советского Союза, постоянная оглядка на запад и, как мне показалось, неверно выбраный маршрут к счастью и процветанию. «Но разве можно стереть того, у кого так много-много земли — и никакого-никакого лица?»(с).
В книге много мата и алкоголя, что не вызвало у меня никакого отторжения или чувства брезгливости, хотя местами с нецензурными выражениями перебор. Если вы хотите почитать отредактированную версию, то смело скачивайте пьесу в электронном варианте, только будьте готовы и к небольшим сокращениям в местах, не вызывающих нареканий даже у самого жесткого цензора. Общего впечатления вам ничто не сможет испортить.
Трагедия очень эмоциональная, наполненная поэзией и музыкой, рассуждениями о жизни целой страны и отдельно взятых персонажей. По-началу комична, но ближе к концу четвертого акта вызывающая чувство тревоги и тоски. Тоски по мечте, так и не воплотившейся в реальность.
Когда я дочитал «Крохотное послесловие» и обнаружил в самом конце книги два абсолютно чистых листа, такая лавина эмоций обрушилась на меня, что примерно на полчаса я отключился от этого мира и мог только тупо смотреть в окно. И вот, немного стыдливо смахнув со щеки одинокую слезу, я вышел на улицу покурить. Шел дождь… Промок… Стало чуточку легче. Не я один сегодня плакал: весь мир вокруг меня рыдал. «Никаких аплодисментов»(с).
Рецензия написана в рамках Книжного флэшмоба
За рекомендацию большое спасибо Федотовой Татьяне
Автор: MegaSwiN