Среди литературных интересов Венедикта Ерофеева важное место занимала поэзия. Особенно его привлекали поэты серебряного века, а также русские классики ХIХ века. Ерофеев имел в домашней библиотеке несколько десятков томов серии «Библиотека поэта», выпущенных ленинградским отделением издательства «Советский писатель». К этим книгам он постоянно обращался, часто цитировал понравившиеся стихи. Любимые произведения, а также стихи поэтов, которых у него не было, Ерофеев записывал в тетради. Например, в одной из тетрадей 1964-1965 гг. записаны тексты 29 стихотворений Андрея Белого, 25 — Якова Полонского, 16 — Федора Сологуба, 2 — Алексея Масаинова, 3 — Игоря Северянина. Мечтой Ерофеева, к сожалению неосуществленной, было создание поэтической антологии, состоящей из любимых стихов.
И, конечно, такой тонкий знаток поэзии не мог пройти мимо творчества Ф.И. Тютчева. Поэтическое наследие Тютчева было ему хорошо знакомо. Ерофеев так хотел иметь в своем доме сборник стихов Тютчева, что украл его из библиотеки рабочего поселка Серебрянский, что в Мурманской области. Об этом он сообщил в письме жене Галине: «Да, и книжная полка, и она всё пухнет, вот неполный список свистнутого в местной биб<лиоте>ке: полное собрание стихов Тютчева <…>» (1, с.234-235). Творческая манера русского поэта восхищала Ерофеева. Об этом говорит, например, запись 1 августа 1986 года: «Вот ведь как умел начинать Фёдор Тютчев: «Святая ночь на небосклон взошла» (цитирую по неопубликованной записной книжке 1986 года). Десять стихотворений Тютчева Ерофеев включил в свою антологию русских стихов о природе. В ней каждому дню года должно было соответствовать свое стихотворение. Эту антологию Ерофеев успел подготовить на три четверти. Принцип отбора тютчевских стихов и привязывание их к определенным дням календаря — тема о тдельной статьи. Здесь же представлена попытка показать сходство или различие взглядов двух литераторов на основные, коренные вопросы, которые они затрагивали в своем творчестве, проследить влияние тютчевской поэзии на отдельные мотивы ерофеевской поэмы «Москва — Петушки».
Тютчев (1803 — 1873) и Ерофеев (1938 — 1990) принадлежат к разным векам. Но у них есть и много общего. Прежде всего бросается в глаза, что одна из важнейших тем творчества Тютчева и Ерофеева связана с христианством. Жили они в разное время и в разных условиях: Тютчев — в православной России, Ерофеев — в атеистическом Советском Союзе. Но обоих объединяло прекрасное знание Библии. В их произведениях мы найдем множество библейских цитат и образов.
В библиотеке Тютчева имелись Библия и Новый Завет. Он часто обращался к этим книгам. Сохранилось, например, начало переложения церковного песнопения «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…», выполненное Тютчевым (2, с.276). Направляя дочери Анне Федоровне Аксаковой Новый Завет, Тютчев советует ей в трудные минуты обращаться к этой книге:
«Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни —
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни» (с. 208).
В стихотворении «Последний катаклизм» Тютчев писал:
«Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик отобразится в них!» (с. 85).
Такие строки мог написать только глубоко верующий человек. Без Бога, Божьего благословения человек не может быть счастлив. В стихотворении «Когда на то нет Божьего согласья…», подаренном дочери Дарье, Тютчев напоминает ей об этом. Господь может все:
«Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском» (с. 216).
Подобных примеров можно привести много. Поэт бережно хранил до конца своей жизни Феодоровскую икону Божией Матери, завещанную ему своим воспитателем Николаем Хлоповым (3, с.258-259).