«ПЬЯНЕНЬКИЕ» ЕДУТ В ПЕТУШКИ (К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
ОТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО К В.В. ЕРОФЕЕВУ)
© 2011 Д. В. Носов
аспирант каф. литературы
Курский государственный университет
Данное исследование будет располагаться в основном в области интертекста, применительно к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и к поэме В. В. Ерофеева «Москва — Петушки». Сопоставление поэмы Ерофеева с другими литературными произведениями занимает в литературоведении довольно значительное место. Достаточно здесь упомянуть лишь несколько работ (Паперно И. А., Гаспаров Б. М. «Встань и иди», Гайсер-Шнитман С. «Венедикт Ерофеев, “Москва -Петушки”, или “The Rest is Silence”», Левин Ю. И. «Семиосфера Венички Ерофеева»), а также интерпретации А. Зорина, П. Вайля, А. Гениса, В. Курицына, Г. Померанца и, конечно же, комментарии к поэме Э. Власова и Ю. Левина, и все становится ясно. Основываясь на этом материале, мы попытаемся установить интертекстуальные связи между выбранными эпизодами из «Преступления и наказания» и из поэмы Ерофеева и в результате прийти к обобщающему выводу. Начнем же с истории написания Достоевским своего романа, которая поможет нам ярче представить отголоски «Преступления и наказания» уже в тексте «Москвы — Петушков».
Появлению этого романа Достоевского в значительной степени способствовали социальная и литературная ситуации, сложившиеся в России в эпоху реформ 1860-х гг. В социальном плане Петербург того времени представлял собой средоточие преступности, пьянства и проституции в так называемых городских низах. Рост нищеты и неблагоустроенность быта влекли за собой печальные последствия, о чем свидетельствовали многие тогдашние газеты и журналы («Голос», «Неделя», «Гласный суд»). Сам Достоевский рассказывает о том, что в основу его будущего романа будет положена одна из наболевших тем последних лет, в письме к А. А. Краевскому: «Роман мой называется ,,Пьяненькие“ и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более»1.
В литературном плане появление «Преступления и наказания» было подготовлено широким развитием в стране так называемого «физиологического очерка» — рассказа из жизни большого города, точной зарисовки городского быта. На тот момент стали весьма популярными, например, очерки Н. Г. Помяловского или В. В. Крестовского.
Однако А. А. Краевский, издатель журнала «Отечественные записки», оставил предложенный Достоевским замысел романа под названием «Пьяненькие» без внимания и осуществить его писателю так и не удалось, но авторские размышления над будущим произведением подготовили в «Преступлении и наказании» образ «пьяненького» чиновника Семена Мармеладова, к которому мы обратимся чуть позже. Отказ Краевского печатать роман и финансовые трудности вынуждают писателя заключить 2 июля 1865 г. договор с издателем Ф. Т. Стелловским. За те же три тысячи рублей, которые Краевский в итоге отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания своих сочинений и, помимо этого, принял обязательство написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 г.
Условия, как мы видим, были довольно жесткие и, естественно, о «Пьяненьких» пришлось забыть, на некоторое время по крайней мере. В надежде поправить подорванное здоровье и получить возможность продуктивнее и интенсивнее писать Достоевский уезжает за границу, где и созревает окончательно замысел нового романа, но уже под другим названием — «Преступление и наказание».
В сентябре 1865 г. с курорта Висбаден Достоевский пишет редактору журнала «Русский вестник» M.H. Каткову письмо, в котором излагает главную сюжетную линию будущего романа. Так он излагает основную ее мысль: