Главная » Статьи

Статьи

Поэтика заглавия поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

“Москва – Петушки” – номинатив железнодорожного сообщения между двумя населенными пунктами, неравнозначными по своему месту в общественном сознании. Москва – столица крупнейшего на земном шаре государства, претендовавшая во время написания поэмы на первостепенную значимость в мировом историческом процессе и в силу этого обладавшая соответствующими мифологическими значениями в общественном сознании. Петушки – райцентр Владимирской области, факт …

читать...

«Талифа куми» или «Байрон на судне»? О Романтических мотивах в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Исследователи и почитатели творчества В. Ерофеева убеждены в том, что уходящий ХХ век весь еще в “страстях по Венедикту”. Оспаривать это утверждение невозможно и бессмысленно, равно как и говорить о том, что при всех усилиях современных литературоведов “феномен Венедикта” может быть в ближайшее время исчерпан. Интересен и показателен в этом смысле предложенный Е. Поповым в …

читать...

Некодифицированные спиртные напитки в поэме В. В. Ерофеева «Москва — Петушки»

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

Предлагаемые вниманию читателей маргиналии являются фрагментом «Энциклопедического словаря-справочника поэмы В. В. Ерофеева «Москва — Петушки». Расположены они в последовательности комментируемых фрагментов текста. Текст В. В. Ерофеева цитируется с указанием номеров страниц по изданию Ерофеев 1995. 36 декохт — «отвар из лекарственных растений» (Словарь иностранных слое 150). «Зубровка» действительно содержит травяной экстракт, и герой употребляет ее …

читать...

Петербург-Москва-Петушки, или «Записки из подполья» как русский философский жанр

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

«Записки из подполья» Ф. Достоевского — одно из наиболее характерных порождений петербургской культуры. Более того, это, пожалуй, одно из ключевых ее творений. Подобно двуликому Янусу, оно одной своей стороной устремлено в классическое прошлое, с которым расстается без каких-либо сожалений, а другой — в будущее, в которое вглядывается без восторга и которое позднее будет названо модерном, …

читать...

Функция библейского парафраза в организации внутреннего интертекста поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

“Москва – Петушки” Ерофеева обычно рассматривается как первое русское постмодернистское произведение. Для поэтики постмодернизма, как известно, присуща интертекстуальность, позволяющая даже разделить поэму на множество кадров, почти не связанных ни в пространстве, ни во времени. Такая структура заложена уже в заголовке исследуемого мной произведения. Так, название “Москва – Петушки” легко раскладывается на два односоставных назывных предложения …

читать...

Иерусалим – «Москва – Петушки»

08 июля 2007 | В. Ерофеев

Михаилу Левину Книга Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» – явление в российской словесности уникальное. Не менее уникальна ее судьба. Написанная на кабельных работах в Шереметьево в 1969 году, она мгновенно разошлась в самиздатских копиях и вскоре попала на Запад, где ни одно русское издательство не решилось опубликовать «яростную инвективу в адрес великого народа» (так охарактеризовал …

читать...

Орловские страницы Венедикта Ерофеева

08 июля 2007 | В. Ерофеев

Имя Венедикта Васильевича Ерофеева (1938 — 1990) стало широко известно в России лишь с конца 1980-х годов. Своеобразный язык и тонкая ирония отличают его творчество. «Так — не живут, не говорят, не пишут. Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, — его талант. Какое счастье, что …

читать...

Соносфера поэмы В.Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

Соносфера1 И от земли до крайних звезд Все безответен и поныне Глас вопиющего в пустыне, Души отчаянный протест? Ф.И. Тютчев Достаточно прозрачна аллегоричность железнодорожного маршрута, намеченного В. Ерофеевым2. Перед нами история жизни человека (и даже человечества), со всеми ее основными этапами: начало пути (реализуется в поэме через хронотопы площади и вокзала), собственно путь (ресторан, вагон) …

читать...

Веничка и Христос

08 июля 2007 | Поэма Москва-Петушки

Великая поэма Венедикта Ерофеева в своё время стала одной из самых заметных сенсаций. Официальная критика, да и многие не слишком глубоко читающие люди сразу и с размаху окрестили писателя «певцом водки», как будто это было самой главной темой, затронутой в произведении. Теперь же, спустя годы, когда взгляд на литературу, как и на многие другие вещи, …

читать...

Инвентаризация мира в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки»

08 июля 2007 | Материалы Третьей международной конференции ТГУ

Художественное пространство “Москвы – Петушков” создается, в основном, посредством почти беспрерывного цитирования других текстов. С помощью цитации перечисляются культурные коды, существенные для создаваемого мира – происходит его своеобразная “инвентаризация”. Произведение вводится в ряд текстов культуры и само становится списком таких текстов – т.е. гипертекстом. Однако, в “Москва – Петушки” присутствуют не только списки цитат. Там …

читать...

Страницы: 1 2 30 31 32 33 34 38 39

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь