Кто из нас не знает «Записки из подполья» Федора Достоевского? Также каждый из, называющих себя образованными людьми, хотя бы раз слышал о самом известном произведении Венедикта Ерофеева — поэме «Москва-Петушки». Между тем и другим текстом очень много общего. Так, они оба относятся к русскому литературно-философскому модерну. «Записки из подполья», написанные в 1864 году, открывают период литературы названного жанра, а «Москва-Петушки» (1969) завершают его. Оба произведения являются достаточно актуальными и для нашего времени. Помимо жанровой схожести, оба текста достаточно плотно насыщены метафизической символикой, имеют исповедальный характер и несут в себе идею русского самосознания. Но эти два произведения различаются своим хронотопом: «Записки из подполья» — типично петербургский текст, а в «Москва-Петушки» действие происходит в Москве и прилегающих к ней пространствах.
В Подпольном господине Достоевского проявляется человек постмодерна, всё отрицающий и насмехающийся над всеми святынями человечества. Ему не на что опереться, для него нет законов и истин. Венечка же наоборот стремится соединить раздробленные уламки своего существования в нечто единое, отыскать порядок и гармонию.
Поэма «Москва-Петушки» являлась итогом периода модерна и периода авангарда. Венечка с отвращением относится к миру вокруг себя, но в отличие от Подпольного господина не стремится бросить вызов Богу или миропорядку. Он разрушает самого себя. У Венечки есть свой рай, некие неведомые Петушки, к которым так стремится его душа. Венечка умеет любить, господин из Подполья нет.
Подполье выступает как для Достоевского так и для Ерофеева внутренним «я» героев, местом где они могут наиболее искренне проявить себя. Поэтому оба произведения являются монологичными. Герои не умеют вести диалоги с кем-либо, не умеют понимать и принимать чужое мнение. Венечка не может побыть в одиночестве, как Подпольный господин, потому спасается пьянством. Вино помогает ему освободиться, вознестись над миром, делая Венечку ещё более слабым и жалким в этой метафизической выси. Но Венечка верит в хорошее, пусть оно с ним и не случается, он открыт для добра и красоты. От чуждых ему людей он ограждается цинизмом и иронией.
Эти оба текста, даже без учёта их различий или сходства, навсегда заняли своё место среди шедевров русской литературы.
Дата публикации: 00.00.0000