Главная » Статьи » Как написать рецензию и отзыв?

Как написать рецензию и отзыв?

РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio — рассмотрение) разбор иоценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального,кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения;жанр газетно-журнальной публицистики и литературной критики.
РЕЦЕНЗЕНТ – автор рецензии. Рецензент занимается в первуюочередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которыхеще не успело сложиться определенное мнение.
РЕЦЕНЗИРОВАТЬ – писать рецензию, давать отзыв.

 

План рецензии включает в себя:

 

1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);
2) актуальность темы работы;
3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;
4) общая оценка работы рецензентом;
5) недостатки, недочеты работы;
6) выводы рецензента.

 

Отзыв дает только общую характеристику работы безподробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текстможет быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

 

Типовой план для написания рецензии и отзывов

 

Предмет анализа. (В работе автора… В рецензируемой работе… В предметеанализа…).

 

Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темыобусловлена… Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (невызывает сомнений, вполне очевидна…).

 

Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автордобился наиболее существенных (заметных, ощутимых…) результатов, является…В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о…).

 

Краткое содержание работы.

 

Общая оценка. (Оценивая работу в целом… Суммируя результаты отдельныхглав… Таким образом, рассматриваемая работа… Автор проявил умениеразбираться в… систематизировал материал и обобщил его… Безусловнойзаслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация,некоторые уточнения существующих понятий…), Автор, безусловно, углубляет нашепредставление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты… Работа,бесспорно, открывает…).

 

Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том… Кнедостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором…(недостаточную ясность при изложении…), Работа построена нерационально,следовало бы сократить… (снабдить рекомендациями), Существенным недостаткомработы является… Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и невлияют на конечные результаты работы… Отмеченные недочеты работы не снижаютее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работеавтора… Упомянутые недостатки связаны не столько с… сколько с…).

 

Выводы. (Представляется, что в целом статья… имеет важное значение…Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомойстепени… Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной)оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени… Работа удовлетворяетвсем требованиям… а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное,заслуженное, безусловное, абсолютное) право…).

 

Принципы рецензирования.

 

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своёотношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях,вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теориилитературы, подробного анализа произведения. Читатель может сказать опрочитанной книге или просмотренном фильме «нравится – не нравится” бездоказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким иаргументированным анализом. Качество анализа зависит от теоретической ипрофессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, уменияанализировать объективно. Отношения между рецензентом и автором – творческийдиалог при равном положении сторон. Авторское «я” проявляется открыто, чтобырационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтомурецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки,книжные и разговорные слова и конструкции. Критика не изучает литературу, асудит её – с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к темили иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии: Подробный пересказснижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать самопроизведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливосчитается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. Всякая книганачинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь,разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своегорода символ, метафора. Многое для понимания и интерпретации текста может датьанализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза,кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензентупроникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как онирасположены? Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы,художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать,в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот авторотличается от других. Рецензент разбирает «как сделан” текст, фильм и тп.Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемым произведением незнаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, ипопытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

 

Как НЕ надо писать рецензию.

 

Если рассказ заведомо не представляет для рецензента художественнойценности, рецензиями заниматься не нужно.
Рецензия — это не комментарий, где можно написать «Абажаю!», «Это пять»,«Скорее несите мой любимый тазик» и т.п., оставив тем самым свой след в историифорума.
В тексте не должно быть отсылок на рецензии других пользователей, спора с мнениеминых рецензентов.
Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию,распрям.
Если после двух абзацев текста на вас нападет тоска зеленая, смело сворачивайтестраницу и не занимайтесь рецензиями. Никто из посетителей и авторов сайта засвои деяния денег не получает, так что не надо рожать «план по рецам»через силу.

 

И напоследок задумайтесь:
что вы хотите донести вашей рецензией до читателей? Исключительно негативноеощущение? Ощущение того, что чтение слишком быстро закончилось? Ощущениевообще? Или же вы рискнете оперировать вполне оформленными (опять же, в любыхучебниках по литературоведению) терминами и понятиями? Эмоции, ощущения — этоочень хорошо, но это — всего лишь ваша интерпретация прочитанного.
Интерпретация — это реверанс. А вот если вы готовы сказать читателю о сильных ислабых сторонах произведения (литературоведение!!!), то ваша рецензия будет неменее интересна, чем само произведение, причем не только вам, но и читателям, иавтору.
Прежде, чем долго и трогательно перечислять штампы и забитые фразы, вспомните,что вся литература сводится к четырем сюжетам (только к четырем!), а в русскомалфавите — 33 буквы.

 

:

Дата публикации: 26.07.2013

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь