Главная » Статьи » Сумбурные мысли о книге Юрия Никитина «Как стать писателем»

Сумбурные мысли о книге Юрия Никитина «Как стать писателем»

Сумбурные мысли о книге Юрия Никитина «Как стать писателем»
Я часто вижу в РуНете ругательные отзывы о книге «Как стать писателем». Вот примерное содержание большинства из них. «Что он себе возомнил?», «да кто он такой?», «тоже мне учебник – ни одной новой мысли, это и так все знают», «Никитин — посредственный писатель, чему у него можно научиться?»

Хочу поделиться своим опытом

Эта книга попала мне в руки в 2005-м году. Нет, не так. В 2005-м я дорвался до этой книги. До этого я постоянно натыкался в сети на поучительные цитаты и упоминания о ней. Я обошел все лавки русской литературы в своем и еще в нескольких близлежащих городах, но так  и не нашел ее. Даже заказать из России оказалось проблемой. В дальнем зарубежье так бывает с книгами на русском языке. Наконец, удалось купить ее в интернет-магазине. Через месяц ожидания я нетерпеливо рвал картон международной посылки.

Книга мне сразу не понравилась.  Она меня оскорбила. Она сказала, что ничего особенного я собой не представляю. И вообще, мальчик, хочешь хорошо писать – сиди и учись. Все это в жесткой и грубоватой манере. Я обиделся и закрыл книгу, не прочтя и десяти страниц.

Через пару дней я поборол неприязнь и снова открыл ее на том же месте. Автор как будто знал, как я на нее среагирую, потому что открыл книгу я на следующем тексте:

Об усвояемости правил

Есть хорошая классификация смены взглядов: «5 лет: мама все знает!», «12 лет: мама не все знает!», «16 лет: мама ничего не знает!», «30 лет: эх, надо было слушать маму…» Это к тому, что некоторые вещи доказывать бесполезно. Нужно, чтобы человек созрел до понимания. А тогда и доказывать будет не нужно: сам поймет. А если вдруг сумеете убедить на месяц раньше, но только потому, что будет готов, чтобы его поле засеяли новыми семенами.

То есть если какие-то положения в этой книге кажутся неверными, глупыми и вообще абсурдными, то не тратьте силы на опровержения – просто примите ту часть, что принимается без протеста. Пройдут годы, в организме произойдут всякие там изменения и… примется еще какая-то часть. Пройдет еще линька-другая, и станет понятно и остальное. Этот учебник рассчитан на все уровни, но если в математике сразу видно, какую главу еще рано: там значки непонятные,  то в литературе создается иллюзия понятности всего материала, потому любая непонятность маскируется под: «автор – козел, что за чушь несет?»

Ничего страшного, берите то, что берется

Вот так. Никитин прекрасно понимает реакцию читателя и объясняет ее. После этого я, руководствуясь инструкцией, дочитал книгу до конца. А потом еще раз. И еще несколько раз, но уже с ручкой и тетрадкой.

Итак, о чем собственно этот учебник? Как он построен? Да никак. И учебником «Как стать писателем» я назвать не могу. Больше всего она напоминает инструкцию, причем напрочь лишена привычной  структуры справочных и учебных пособий. Материал подается спонтанно, без какой либо системы, но странным образом такое построение книги ощущается вполне естественным.

Как пишет сам Никитин, это блип-книга, собранная из заметок, статей, конспектов  с литкурсов и споров в интернете. Плюс — огромный опыт автора за несколько десятков лет  литераторства. Крайне успешного, замечу.

Я смог выделить  три информационных потока, которые перемешаны в беспорядочную, но довольно вкусную кашу.

1.Ломка парадигмы – автор с железным упорством вдалбливает читателю на протяжении всей книги, что профессиональный писатель, это такой же труженик, как шахтер или слесарь. И научится писать книги не сложнее, чем выучиться, к примеру, играть на пианино. Главное – постоянно тренироваться и учиться новому.

2.Инструментарий писателя – рецепты  для написания текста, способы построения предложений, приемы воздействия на читателя. Все очень четко, доступно и с примерами. Здесь надо сидеть с карандашом и выписывать.

3.Личная война и победы – Юрий Александрович Никитин чрезвычайно горд и любим собой. Свое превосходство как писателя он с удовольствием смакует на протяжении всей книги, заодно переругиваясь с недоброжелателями  на ее страницах. С какого-то момента это начинает страшно действовать на нервы. Тут главное – не поддаться на провокацию, среди потока бахвальства попадаются очень полезные советы.

Общее впечатление

В этой книге отличный набор инструкций по написанию качественного художественного  текста, но не каждому дано ее дочитать. Это к тому же очень злая и безжалостная к читателю книга.

Она грубо  заставляет совершенно по-другому относиться к профессии литератора, «поворачивает крышу» в нужном направлении – на путь  профессионального писателя, продающего свои книги.
Многие утверждения автора, не связанные с работой над текстом, спорны. Например, в то что «… хорошая книга пробивается сама…» и «…если хорошо напишете, за вашей рукописью издатели к вам приедут сами…» —  верится с трудом.

Стиль подачи материала понравится не всякому, его тупо вдалбливают в мозги, в лучших традициях советской школы.

И самое главное — Юрий Никитин не учит, как правильно писать, он учит, как писать, чтобы вас издавали, читали и хотели читать еще.

По моему мнению, для того чтобы извлечь из этой книги максимум пользы, нужно следовать нескольким простым правилам:

• Отбросить  в сторону весь «багаж знаний» о литературе.
• Не обращать внимания на эгоизм, склочность и самолюбование автора, это сделано специально, вас провоцируют.
• Те части, что вам не понравились, просто пропускайте. Обязательно дойдите до конца книги.
• Отложите книгу на пару дней и прочтите еще раз. До конца.
• Теперь, когда вы поняли, о чем на самом деле эта книга, пройдитесь по ней с карандашом и тетрадкой, выпишите основные понятия по работе с текстом.

Возможно, вы никогда не полюбите эту книгу, а может и вовсе откажетесь от идеи стать писателем-профессионалом, но профессиональный опыт одного из самых издающихся авторов России все же чего-то стоит.

Я осилил эту книгу.
А вам слабо?

Михаэль Дихель

:

Дата публикации: 14.07.2013

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь