Фэнтэзийные миры бывают разными, от хардкорных реконструкций средневековья и до причудливых миров высокой магии с алебастровыми замками и прекрасными садами вместо обыкновенных трущоб. Вне зависимости от различий, и те и другие миры имеют общий жизненно важный элемент: простых людей. Большая часть фэнтезийных миров, не важно — волшебных или исторических, не могут обойтись без обычных фермеров, торговцев, капризных принцесс и дворцовых охранников. Живущие в деревнях и толпящиеся в городах, они образуют людской фон для приключения.
Множеству миров, как доморощенным так и профессионально разработанным, не хватает логики в распределении обычных людей и их занятий. Некоторые фэнтезийные деревни с населением в 400 человек умудряются поддерживать дюжину таверн и публичный дом. И когда нечто подобное появляется в уважаемых игровых публикациях, то очень скоро оно переходит в разряд Общего Знания и используется повсеместно. Конечно, исследования необходимые для того, что бы установить как много больших городов должно быть в стране, или насколько распространены замки, или сколько сапожников бывает в небольшом городке занимают определенное время которым не все ДМы располагают. Для того, что бы разрабатывать более правдоподобные и убедительные миры и была написана данная статья.
Информация для этой статьи бралась из различных исторических источников. Я сосредоточился на результате, а не на тысячах деталей, которые его обеспечили. Правила, приведенные в этой статье, не являются догмой. Вы можете свободно изменять любые числа для того, что бы расчеты больше подходили вашим нуждам. Источниками статистических данных послужили документы различных стран (в том числе России, Англии, Франции, Германии и Италии), датированные 12-14 веками. В том случае, когда требовались конкретные данные, а не данные «в среднем», чаще всего я брал их из позднего средневековья Франции.
Плотность населения: сколько человек проживает в этом королевстве?
Кроме тех случаев, когда королевство молодо, оно плотно застроено деревнями, находящимися друг от друга примерно в миле или около того. Не правда ли, картина значительно отличается от той, что рисует большинство опубликованных фэнтэзийных сеттингов, в которых очень часто деревни изолированы друг от друга многими милями дикой местности, кишащей монстрами. Очень важно помнить, что аграрные общины масштаба деревни не являются самодостаточными в любом аспекте. Они существуют в больших сетях.
Единственной значительное исключение из данного правила составляет местность приграничья где кроме изолированных городов ничего существовать не может. Но эти города обычно весьма велики и обнесены стенами: люди собираются вместе для большей безопасности. В приграничные районы еду обычно доставляют торговыми караванами, а не выращивают. И тем более так делают в случае, когда дикая местность кишит монстрами!
Средняя плотность населения для средневековой страны составляет от 30 человек на квадратную милю (для регионов с каменистой почвой или землей, покрытой снегом, для регионов, где выпадает большое количество осадков — или для стран, порабощенных тиранией Безумного Короля) и до примерно 120 человек на квадратную милю для стран с плодородной почвой и благоприятной сменой сезонов. Если почва пригодна для земледелия — она заселяется и возделывается. Существует множество факторов, которые влияют на плотность населения, но важнейшими из них является плодородность почвы и климат. Если здесь может расти еда — то будут и крестьяне. Если хотите, то можете сначала случайным образом выставить плотность населения, а уже исходя из этих данных подобрать плодородность почвы и климат. Для этого вполне пригоден бросок 6d4 умноженный на 5.
Исторические аналогии: В самом верху списка находится средневековая Франция с плотностью населения 105 чел/кв.милю в 14 веке. Благословение Франции — изобилие плодородных земель, которые только и ждали возделывания. Современная Франция заселена в два раза плотнее. Германия с ее чуть менее пригодным климатом и меньшим процентом плодородных земель в среднем имела плотность населения 87 чел/кв.милю. Похожую плотность населения имела и Италия из за большого количества холмов и каменистой почвы — 86 чел/кв.милю. Меньше всего плотность населения была на Британских Островах: всего 42 чел/кв.милю, большая часть из которых сосредоточилась в южной части островов.
Шестиугольники: для многих ДМов, использующих данную статью, может быть важно знать сколько квадратных миль в стандартном шестиугольнике! Для того, что бы определить площадь шестиугольника, умножьте его ширину на 0.9306049 и возведите результат в квадрат. К примеру, если в вашей карте мира используются шестиугольники с шириной 30 миль, то каждый такой шестиугольник представляет площадь около 180 квадратных миль. Такой шестиугольник в центре средневековой Германии сможет прокормить примерно 67.800 человек.
Население городов и городков: сколько человек за этими городскими стенами?
В этой статье разделим все поселения на Деревни, Городки, Города и Мегаполисы (так же известные как «супергорода» в жаргоне городских историков).
Население Деревень колеблется от 20 до 1.000 человек. В обычном королевстве таких поселений тысячи. Деревни это аграрные общества в оберегающих объятьях цивилизации. Они обеспечивают простые источники еды и земельной стабильности в феодальной системе. Деревня, которая возделывает сады, а не поля называется «село». Часто создатели игр используют этот термин для маленькой деревушки вне зависимости от того, какой тип еды она производит.
Население Городков колеблется от 1.000 до 8.000 человек. С точки зрения культуры они эквивалентны маленьким американским городкам, располагающимся вдоль автострад. Городки и города обычно имеют стены только в случае, когда им регулярно угрожают.
Население Городов колеблется от 8.000 до 12.000 человек, обычно ближе к 10.000. В среднем «большом королевстве» таких городов немного. Центры научных исследований (Университеты) обычно и бывают в городах такого размера.
Население Мегаполисов колеблется в пределах от 12.000 до 100.000 человек, с редкими исключениями, превосходящими это число. В качестве исторических примеров можно привести Лондон (25.000-40.000), Париж (50.000-80.000), Геную (75.000-100.000) и Венецию (100.000+). В Москве 15 века проживало более 200.000 человек!
Крупные центры поселений обычно появляются в местах с наиболее оживленным движением. Побережья, судоходные реки и сухопутные торговые пути образуют паутинный узор торговых артерий, а города и городки растут вдоль этих линий. Чем крупнее артерия — тем крупнее поселения. А в местах слияния нескольких крупных артерий вы получаете город. Деревни плотно раскиданы по стране между более крупными поселениями.
Распределение населения
Итак, вы уже знаете насколько велико ваше королевство и сколько людей живет в нем. Но сколько людей живет в городах и сколько городов вообще? Каково население деревень? От 1% до 8% населения будет жить в городах-городках и является городским в том или ином смысле. Точное число зависит от карты. Выберите цифру или бросьте 1d8 для определения процента.
Остальная часть будет сельскими жителями, живущими в деревнях, селах, отдельных фермах итд. Численность отдельной деревни определяется директивно или случайным образом (в среднем это будет от 100 до 400 человек). Примерно 2-5%% населения страны будут жить в поселениях слишком мелких для того, что бы называться деревнями: отдельные дома или хутора с общим населением до 20 человек; или будут странниками и бродячими рабочими.
Определите население самого большого города в королевстве. Оно равно (P раз по M) человек, где P равен квадратному корню из численности населения страны, а M это результат броска 2d4+10 (средний результат равен 15).
Вычтете население большего города из общего городского населения. Остаток нужно разделить между остальными Городами и Мегаполисами так, как это удобно ДМу. Следующее правило дает достаточно реалистичное распределение: второстепенный город имеет обычно 25-75%% населения самого большого города; каждый следующий город будет меньше на 10-20%% и до населения 8.000-12.000 человек. В королевстве будет всего один или два таких Города (по желанию ДМа их может быть больше), а остаток городского населения будет распределен по Городкам. Если вам не хватит городского населения, то уберите последний Город из вашего списка, а его жителей разделите между Городками.
Пример королевства: Чамлек
Чамлек — небольшое островное королевство площадью около 70.000 квадратных миль. Климат на острове хороший и за исключением небольшого количества каменистых холмов земля в сельской местности плодородна и хорошо орошаема. Население королевства составляет 5 миллионов; средняя плотность около 71 человека на квадратную милю.
Используя вышеуказанные формулы (и средние значения), мы можем сказать о Чамлеке следующее: примерно 225.000 человек являются городскими жителями. Остальные живут в сельской местности.
В Рестагге — самом большом городе Чамлека — живет около 33.500 человек. Следующие по величине основные города это Волтирм (17.000), Мак-Кланнах (15.000), Кормидигар (14.000) и Обертраш (12.000). В этих городах живет в общей сложности 91.500 из 225.000 горожан. Остальные 133.500 разделены между городками — примерно 30 или около того.
Товары и услуги
Какое количество таверн в деревне с населением в 400 человек будет реалистичным? Весьма небольшое. Может быть даже ни одной. Путешествуя по сельской местности, персонажи не должны натыкаться на вывески «Мотель: бесплатное кабельное телевидение и бассейн» каждые 3 лиги. По большей части им придется устраивать лагерь или проситься на ночлег в дома жителей.
В случае, когда жители настроены дружелюбно, это не должно составлять особой проблемы. Фермер всю жизнь живет в одном и том же месте, и он будет только рад новостями и историям о приключениях, не говоря уже о тех деньгах и вещах, к примеру это могут быть игрушки для детей, различные книги и пр., которые герои смогут предложить.
Каждому виду деятельности соответствует свое Число Поддержки (ЧП). Это такое количество людей, которое требуется для поддержки одного ремесленника, занимающегося данным видом деятельности. К примеру, ЧП для сапожника (кстати, представителя самого распространенного вида деятельности в городах) равно 150. Это значит, что в отдельно взятом районе на каждые 150 человек будет один сапожник. Это число может меняться на 60% в любую сторону, но служит весьма надежным ориентиром для ДМа. Подумайте о типе города для того, что бы определить нужно ли вам менять эти числа. К примеру, в порту будет больше торговцев рыбой, чем показано в таблице.
Для того, что бы определить количество, скажем, гостиниц в городе, разделите население города на ЧП для гостиниц (2.000). Для деревни с населением в 400 человек это составит всего 20% вероятность наличия гостиницы! Это означает, что всего 20% вероятности того, что в деревне будет хотя бы одна гостиница. И даже в том случае, если она будет, то это будет маленькая и неказистая гостиница по сравнению с типичной городской. А вот ЧП для таверны равно 400, так что таверна в деревне будет.
Род занятийЧПРод занятийЧПСапожники150Мясники (скот)1200Скорняки250Торговцы рыбой1200Служанки250Торговцы пивом1400Портные250Скобенщики1400Цирюльники350Штукатурщики1400Ювелиры400Торговцы специями1400Таверны / Рестораны400Кузнецы1500Старьевщики400Художники1500Кондитеры500Врачи обычные / Дипломированные медики350 / 1700Каменщики500Кровельщики1800Плотники550Слесари1900Ткачи600Банщики1900Изготовители свечей700Изготовители веревок1900Торговцы шелками700Гостиницы2000Медники700Дубильщики2000Пекари800Переписчики2000Водоносы850Скульпторы2000Изготовители ножен850Изготовители ковров2000Торговцы вином900Изготовители сбруи2000Шляпники950Белильщики2100Седельщики1000Торговцы сеном2300Мясники (птица)1000Ножовщики2300Изготовители кошельков1100Изготовители перчаток2400Торговцы лесом2400Столяры2400Магические лавки2800Книжные магазины6300Переплетчики3000Осветители улиц3900
Некоторые другие цифры: На каждые 200 человек будет приходиться одно благородное семейство, на каждые 650 человек — юрист («адвокат»), один представитель духовенства на 40 человек паствы, и один священник на 25-30 представителей духовенства.
Виды деятельности, которые здесь не указаны скорее всего будут иметь ЧП от 5.000 до 25.000! «Магическая лавка» — это магазин, где волшебники могут приобрести ингредиенты для заклинаний, бумагу для свитков итд, а не место, где можно просто так купить магический меч.
Сельское хозяйство
На уровне средневековой технологии квадратная миля заселенной земли (включая дороги, деревни и городки) способна прокормить 180 человек. Эта цифра учитывает болезни растений, вредителей, засухи и воровство — общие проблемы любого из миров. Однако если магия является весьма распространенной, то ДМ может решить, что квадратная миля земли способна прокормить гораздо большее количество людей. Следует отметить, что количество людей, которое может прокормить квадратная миля земли, это не то же самое, что и максимальная плотность населения в королевстве.
Как только вы определились со способностью земли прокормить людей, вы можете определить количество незаселенной/невозделанной территории в королевстве. Возьмем для примера Чамлек — островное государство площадью 70.000 кв.миль с населением в 5 миллионов. Если одна квадратная миля способна прокормить 180 человек, то это дает 27.800 кв.миль возделанных земель, что составляет примерно 40% общей площади острова. Это показывает насколько в действительности население разбросано по территории острова. Оставшиеся 60% представляют собой невозделанные земли, реки и озера.
Даже если бы в Чамлеке плотность населения была бы максимальна (120 чел./кв.миля), то и тогда возделываемые земли заняли всего 66.66% общей площади острова, оставляя треть сельской местности на откуп невозделанной территории (в основном это будут лесистые холмы между фермами) и водным путям. Это самая высокая плотность населения, достигнутая на Земле, хотя теоретически возможна и более высокая плотность — если ДМ решит, что вся территория страны является плодородной.
В то время как среднее расстояние между центрами заселения можно получить из общей площади, среднее расстояние, которое нужно пройти от одной деревни до другой, с большей реалистичностью определяется если учитывать только заселенную площадь. Деревни и городки имеют тенденцию группироваться вокруг трактов, которые определяются линиями между городами. При этом между путями остаются промежутки дикой местности.
Замки
Итак, теперь мы полностью понимаем как распределяется по территории цивилизация: города и фермы. Но сердцу приключенца дороже всего замки. А еще лучше — разрушенные замки. Сколько же их должно быть?
Руины зависят, прежде всего, от возраста региона. Следующая формула может быть использована в качестве руководства. Частота руин в Европе сильно варьируется в зависимости от военной истории и удаленности территории. Для определения приблизительного числа разрушенных фортификаций, разделите население королевства на пять миллионов. Результат умножьте на квадратный корень из возраста королевства. Если королевство часто переходило из рук в руки, используйте суммарный возраст — количество лет, на протяжении которых строятся замки.
В Чамлеке, нашем островном королевстве, живет пять миллионов человек, что что делает нашу формулу очень простой. В Чамлеке люди, строящие замки, появились 300 лет назад. Таким образом, на территории государства находится 17.32 разрушенных форта или замка. Это означает, что 17 замков есть точно и существует 32% вероятность наличия 18-го.
Активных замков гораздо больше; руины редки, потому что в случае небольших разрушений их ремонтируют и постоянно возвращают в строй! Предположим, что на каждые 50.000 человек приходится один работающий замок. В данном случае возраст королевства не имеет значения. В Чамлеке будет примерно 100 активных замков разного типа.
75% всех замков будут в цивилизованных областях королевства. Остальные 25% будут находится в «запустении».
Роль этих замков слишком сильно зависит от мира и ее нельзя свести к формуле. Большая их часть будет отмечать владения лендлордов — Баронов и Герцогов, но некоторые могут быть и бандитскими крепостями или фортами гоблинских военачальников. Все зависит от желания ДМа.
Различные детали
Размер города: города и городки средневековья занимали пространство из расчета одна квадратная мила на 38.850 человек в среднем. Это соответствует плотности населения около 61 человека на акр или же около 150 человек на гектар, т.е. пространство внутри стен типичного города с населением в 10.000 человек будет занимать примерно 165 акров. По современным стандартам это с трудом дотягивает до звания «города» в терминах количества жителей или размера. Некоторые очень большие города могут иметь удвоенную плотность населения.
Стражи порядка: В правильно организованном средневековом городе на каждые 150 горожан приходится 1 полицейский (стражник, караульный итд). Очень небольшое количество городов будет иметь больше. Неухоженный город будет иметь половину этого количества.
Высшие учебные заведения: На каждые 27.3 миллиона человек будет приходится один университет. Число университетов вычисляется из расчета на континент, а не на город! Эта цифра учитывает только обычные университеты, не учитывая посвященные магическим искусствам. Являются ли магические университеты отдельными организациями или нет, и то, насколько они распространены, решает ДМ.
Домашний скот: В общем случае, популяция домашнего скота будет равна количеству жителей умноженных на 2.2. Из них 68% будет составлять домашняя птица (куры, гуси и утки). Остальное — это молочные коровы и «мясные животные». Свиньи очень хорошо подходят на роль «мясных животных»: они и меньше едят, и непривередливы в еде. Овцы будут чрезвычайно широко распространены в регионах, торгующих шерстью (в качестве примера можно привести средневековую Англию). Изредка крупный рогатый скот используют в качестве тяглового скота и для получения молока, но на мясо его выращивают исключительно в очень преуспевающих регионах.
Библиография
ЧП были взяты, в основном, из налогового списка Парижа 1292 года. Они были сверены с данными из других источников для большей точности. Этот список может быть найден в книге Life in a Medieval City под авторством Joseph и Francis Geis (Harper and Row, 1981). Эта замечательная книга, написанная начинающими историками, содержит очаровательные описания жизни средневекового города. Так же использовались следующие источники:
Medieval Cities, автор Henri Pirenne. Doubleday.
The Castle Story, автор Sheila Sancha. Harper Colophon.
The Medieval Town, автора John H. Mundy and Peter Riesenberg. Robert E. Krieger Publishing Company.
The Medieval Town, автор Fritz RГ¶rig. University of California Press.
Medieval Regions and Their Cities, автор Josiah Cox Russel. David & Charles press.
Авторство и копирайт
Автор статьи — C. Джон Росс, оригинал статьи на английском
Перевод — Александр «Gorlum» Омельченко (заимствован с Game Masters Guild) с минимальными правками от Opera SpellCheck
Альтернативная версия перевода — сделанная Орином и Гарри ДС. За наводку на него спасибо Stonecold’у
:
Дата публикации: 03.07.2013