Большинствосовременных издательств требует от своих потенциальных авторов так называемыйсинопсис, то есть краткое содержание присланного на рассмотрение романа. Помимопрочего в синопсисе необходимо указывать место действия. А действие почти всехкниг в жанре фантастики (и особенно фэнтази) происходит в неком вымышленноммире (а иногда и нескольких мирах). С одной стороны, это даёт авторамвозможность сосредоточиться на внутренней подоплёке сюжета (проблемах,конфликтах, характерах), и не привязывать её к реальному месту и времени. Сдругой стороны, ни одна книга не сможет существовать без социальных или бытовыхподробностей жизни героев, она просто не будет восприниматься как достоверная.Поэтому полностью или частично отказываясь от реально существующих реалий(прошу прощения за каламбур) надо восполнить пробелы реалиями вымышленными.Проще говоря, придумать для своих персонажей среду обитания.
Счего начать? Я предлагаю постепенно идти от реалий больших к более мелким (поразмеру, а не по значению). То есть сперва определить, что за мир вообще высобираетесь создать? Это страна? Планета? Город? А может, целая вселенная?Кстати, неплохо было бы сразу определить, как ваш вымышленный мир будетвзаимодействовать с миром реальным? Может быть, он будет абсолютноавтономным, как допустим Средиземье Толкиена? Или герои будут периодическипереходить туда-обратно как в Хрониках Нарнии Льюиса? А может быть «ваш» мирбудет лишь частью «нашего» как мир иных Лукьяненко? В последнем случае атрибутыреального мира будут перемешиваться с фантастической атрибутикой. И здесь надоотдельно подумать о способе перехода между мирами.
Большевсего хлопот создаёт мир автономный. Но его можно выстраивать по ходу дела,особенно если автор не собирается ограничиться одним произведением. То естьесли действие вашего первого романа разворачивается в каком-то одном городевыдуманной страны, то в первую очередь работайте над описанием этого города. Нодержите в голове и «общегосударственные» категории. К таким категориям можноотнести в первую очередь климат, который оказывает влияние на моду, какпо всей стране, так и в отдельно взятом городе. То есть если в городе морозыминус 30, например, и снегу по колено, а реки скованы льдом, то его жителипросто вынуждены будут носить меха и сапоги. Или иметь особое устройствоорганизма, позволяющее не ощущать холода, даже будучи без одежды. Климатсовместно с ландшафтом влияет на растительность, а также на птиц, животных иархитектуру. Понятно, что где-нибудь на теплом море, скорее всего, растутпальмы и кипарисы, чем берёзы и дубы. И дома там будут строить из ракушечника,например. А животные могут быть как всем известные гепарды с носорогами, так ифантастические.
Последнихможно условно разделить на авторские и фольклорные (илимифологические), всякие там взрывастые драклы или гипогрифы (оба примера взятыиз произведений Ролинг, первый авторский, второй – заимствован из мифологии). Мифическиептицы и животные позволяют внести в книгу символический подтекст. Но тутнадо быть осторожным и точно знать, что именно символизирует то или иноесущество из мифов. И перво-наперво определить, а нужен ли вообще вам такойсимвол? Или вы вводите в повествование, скажем, дракона исключительно длякрасного словца? Воля ваша, конечно. Но не обижайтесь потом на читателей,которые вдруг расшифруют символы и обнаружат в тесте смысл, который вы и непланировали туда вкладывать. Впрочем, создание или заимствование фантастическихсуществ – это тема отдельной статьи.
Асейчас возвращаемся к нашим баранам. То есть вымышленным реалиям. Вы ужепродумали природные и климатические условия, и построили в городе некотороеколичество домов. Теперь дома эти надо обставить. Из чего будет сделана мебель?Кухонная утварь? И прочие предметы быта, типа швабры, ковров или светильников?Кстати, а чем будут питаться городские жители и ваши персонажи в том числе? Всёдолжно быть логично и обосновано, другой вопрос, что в каждом мире своя логика.И вот ещё что: когда будете продумывать предметы обстановки, постарайтесьучитывать род занятий жильцов, особенно это касается центральных персонажей.Если герой скажем бедный рыбак, то он, скорее всего, будет жить в какой-нибудьприземистой хибаре, где на стенах висят рыболовные снасти, а есть будет,разумеется, уху.
Теперьнесколько слов о политическом устройстве. Кто будет править вашейфантастической страной? Это особенно важно, если конфликт как-то связан с политикой.Но даже если нет, политический строй всё равно влияет на жизнь простых граждан,хотя бы на бытовом уровне. Так при рабовладельческом строе львиную долюхозяйственной работы выполняли рабы. При феодализме было принято устраиватьрыцарские турниры. Ну и так далее в зависимости от замысла автора. Нередкодействие романа в жанре фэнтази разворачивается в средневековом мире. В такомслучае страной, как правило, управляет король.
Аещё средневековый (да и не только средневековый) мир не может существовать безрелигии (если счесть атеизм религией, основанной на вере в отсутствие Бога).При монотеизме Бог один, как в христианстве, например, а при политеизме боговмного, как было, например, у Древних греков. Любая религия предполагает историюсотворения мира, обряды и заповеди.
Нуи, конечно же, всякое государство имеет валюту. Деньги могут быть бумажныеи металлические. В фантастических мирах чаще встречаются монеты, причём крупныемогут размениваться на мелкие. Иногда вместо денег используют различные предметы,шкурки животных, например. И у каждой валюты есть своё название. Кстати, вкнигах, сюжет которых связан с путешествиями, невозможно обойтись безупоминаний названий улиц, рек, гор, гостиниц и других топонимов. В таком случаене помешает составить своеобразный путеводитель по вашему миру, в которомуказать географические и топографические названия.
Взаключение ещё раз перечислю коротко, о чем надо подумать при создании своегомира.
1.Климат;
2.Ландшафт;
3.Животные;
4.Растения;
5.Мода;
6.Архитектура;
7.Предметы быта;
8.Государственное устройство;
9.Религия;
10.Валюта;
11.Географические и топонимические названия.
Прижелании вы можете дополнить этот список. У кого-то может возникнуть вопрос: ачто делать со всеми этими так тщательно продуманными реалиями? Во-первых,выписать каждый пункт на отдельный листок, чтобы использовать его потом вместошпаргалки. Во-вторых, не стоит перегружать текст множеством лишнихподробностей. Используйте лишь то, что нужно для конкретногопроизведения. А остальное пригодится в следующий раз. Если уж упоминатькакую-то деталь, то упоминание это должно иметь какой-то смысл, важный дляразвития сюжета. В общем, как говорил классик, если в первом акте на стеневисит ружьё, в последнем оно должно выстрелить. Если написано, что у героясапоги из кожи винторогого дракона, это, по крайней мере, означает, что подобныедраконы в стране водятся. И может быть, по ходу действия герою придетсястолкнуться с этой крылатой, огнедышащей рептилией. Или обувь обретёт какие-либоволшебные свойства. Впрочем, ход действия это опять-таки тема отдельной статьи.А эту я, пожалуй, завершу. Но к теме моделирования миров ещё вернусь, еслитакая необходимость появится.
©Шмакович Олеся
P.S. https://magicpc.spb.ru/journal/201207/23/01.php?journal=lastЗдесь вы можете прочесть рассказ, действие которого происходит в одном из вымышленныхтаким образом миров.
:
Дата публикации: 20.06.2013