Главная » Статьи » Ответственность перед читателем никуда не исчезла!

Ответственность перед читателем никуда не исчезла!

Доклад на Пленуме Союза писателей России в декабре 2002 года

Всякий здравомыслящий писатель непременно отдаетсебе отчет в том, какую ответственность он несет перед читателями исогражданами. В советское время это вообще не подвергалось никакому сомнению.Если ты что-либо написал, ты должен предвидеть все последствия воздействиятвоего сочинения на умы и души.

Сейчас время подлое, и с приходом в восьмидесятыегоды новой власти само понятие ответственности исчезло, словно его и не бывало.Еще кое-как сохраняется уголовная ответственность. Никаких других буржуазноелиберально-демократическое общество знать не знает, ибо оно насквозь бездуховнои бездушно.

И в связи с этим лишь возрастает наша ответственностьперед обществом. Обществом, ввергнутым в пучину самого страшного безбожия инегодяйства, в котором процветают иуды и содомиты.

Вспомним семидесятые и восьмидесятые годы, когда всястрана зачитывалась Шукшиным, Распутиным, Беловым, Астафьевым, Абрамовым,Можаевым, заново открывала для себя Бунина, Булгакова, Набокова, поэтовСеребряного века, труды русских философов и православных просветителей.

Как трудно тогда было вступать в соревнование стакими литературными китами, какие нужно было дерзновенные планы строить освоем писательском будущем. И как нужно было четко осознавать ответственностьза каждое свое слово.

Теперь, казалось бы, литературная жизнь упростиласьв сотни раз, появилось огромное количество легких путей вхождения вбестселлерную литературу, в которую многие хлынули сломя голову, будто непонимая гибельности этого пути, будто не читали бессмертную повесть Гоголя «Портрет»,будто не слыхивали гениальную русскую поговорку «коготок увяз — всей птичке пропасть».

Но с гнилым цветением бестселлерной, а по-русскиговоря — продажной литературы, задачи настоящих, а это значит — непродажных,писателей значительно усложнились.

Отныне ты должен писать, прекрасно понимая, что твоикниги не принесут тебе дохода, что о них не будут говорить, что их будут читатьесли не единицы, то в лучшем случае десятки, ты должен писать в отчаяннойнадежде на то, что когда-нибудь в России возродится то уважительно-почтительноеотношение к подлинной литературе, которое существовало в течение минувших двухстолетий.

И тем не менее, лелея в себе эту надежду, ты обязанпонимать всю меру ответственности перед будущими читателями. Они, родимые,должны будут увидеть, как сквозь духоту проклятого времени, сквозь смрадвсеобщего помешательства и разврата ты несешь пылающий уголек своей непроданной, не растлившейся, не испаскудившейся души.

К величайшему сожалению, и в наших рядах появилосьмножество писателей, сломавшихся перед девятым валом дикого русскогокапитализма.

Одни бросились писать бандитские романы, в которыхредакторы обычно кропотливо подсчитывают, достаточное ли количество у васкровавых разборок, изощренных убийств, изнасилований, растлёнки и расчленёнки.

Причем, если писатель просто подонок, он честнопризнается: «Я работаю ради денег, мне начхать на нравственность, на то,как мои произведения отразятся на психике нынешних и будущих поколений русскихчитателей. Я живу только сегодня, потому что умру завтра, и меня уже нигде небудет, некому будет держать ответ».

Наш, русский, совестливый писатель оправдывается: «Япоказываю, в какую пропасть швырнули нас проклятые демократы, я ищу русскогосупергероя, который бросит вызов разрушению. Мало того, мой благородныйследователь читает Солоневича и Ильина, и мой читатель волей-неволей обратитвнимание на мудрые мысли Ильина и Солоневича».

Но все это вранье. Самоелучшее, на что способен писатель, пишущий о бандитах, это создать нечтоподобное телесериалу «Бригада», где все благородные помыслы главногобрателло, Саши Белова, притянуты за уши, и на самом деле он подонок и мерзавец,желающий выглядеть страдающим, но лихим русским всадником, разудалымразбойником. Вот он наживется на торговле наркотиками и на разграблениисобственной Родины, а потом, дайте срок, доберется до вершин власти и станетэту Родину, им же разграбленную и посаженную на иглу, восстанавливать.

Что говорить, в зените славысейчас самая бесстыдная и постыдная литература. Зайдите в любой книжныймагазин. На самом почетном месте там книги Сорокина, Пелевина и Чхартишвили,пишущего под псевдонимом Акунин.

В своей статье «Экскрементальнаялитература» я все высказал по поводу Сорокина, доказывая, что этолитература клонов и судить ее нужно по закону клонов. В ответ главный редакторгазеты «День литературы» бросился яростно защищать Сорокина от моихнападок, обвиняя меня в кровожадности. Сомневаюсь, что он внимательно читалстатью, в которой ни слова не говорится о том, что я требую суда и расправы надбедненьким дерьмописцем.

И я не побоюсь еще разповторить, что мне больно видеть среди книжных развалов рядом с самой мерзкойкнижной продукцией роман моего любимого и уважаемого писателя АлександраПроханова, редактором которого я был в «Нашем современнике» напротяжении десяти лет, внимательно и с любовью редактировал его романы «Ангелпролетел», «Дворец», «Красно-коричневый», «Сон оКабуле», «Последний солдат Империи», «Чеченский блюз»,»Идущие в ночи». Причем последние три я искренне ставлю в рядвыдающихся литературных произведений второй половины ХХ века. Описание подвигаЖени Родионова и вовсе — одна из лучших страниц всей русской литературы. Инапрасно Бондаренко хочет доказать свое исключительное право на любовь кПроханову.

Дата публикации: 10.07.2013

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь