Биография
Родился в Ленинграде, 6 мая, когда солнце находилось в созвездии Тельца, а восточный календарь числил 1937 год — годом «буйвола».
В ленинградскую блокаду Смирнову-Охтину сказочно повезло — не умер с голодухи, выжил.
В 1959 году окончил строительный факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), работал три года на инженерных изысканиях, затем — в строительном проектировании.
Сочинять прозу начал в студенческие годы, занимался в литературных объединениях (ЛИТО), в том числе — литобъединения при «Доме детской книги» и Доме писателей («ЛИТО В.Бакинского»).
Печататься удавалось эпизодически, в основном — рассказы для детей (альманах «Дружба», журналы «Костёр», «Искорка»).
В 1969 году ленинградское издательство «Лениздат» оставило без внимания официальную рекомендацию «Конференции молодых писателей Северо-Запада» (семинар Льва Успенского) об издании сборника рассказов.
Авторский вечер в «Доме детской книги» в 1971 году имел скандальные последствия по идеологическим мотивам.
В те годы, по мнению людей осведомлённых в правилах «литературно-издательской игры» — редакторы, писатели, — существенным препятствием для публикаций Смирнова-Охтина оказалась его стилистическая индивидуальность, а так же игровая, карнавальная природа большей части его прозаических произведений.
Другой, еще более серьезной препоной был предосудительный, в понимании идеологической полиции, творческий и дружеский круг общения автора (писатели Вадим Нечаев, Андрей Арьев, Борис Вахтин, Сергей Довлатов, Сергей Вольф, Владимир Марамзин, Игорь Ефимов), а так же его мировоззренческие позиции — полярные официальной догме. Именно в силу последних обстоятельств окончилась провалом попытка издать в Детгизе отдельной книгой повесть в 7 авторских листов (процедура дошла до подписания договора главным редактором).
В 1982 году принят в Творческое объединение литераторов «Клуб-81» (собравший ленинградский литературный андерграунд) и стал одним из авторов клубного сборника «Круг».
В 1979 году начата работа над романом, законченным в 1991 году.
По рукописи романа автора приняли в «Союз писателей С.-Петербурга», в 1994 году журнальная версия романа под названием «Кружится ветер…» была опубликована журналом «Нева», а в 1995 году роман вышел отдельной книгой. В том же году роман представлен на литературные премии «Букер» и «Северная Пальмира». Все рецензии на этот роман, включая его разбор в книге Андрея Немзера «Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е» — НЛО, Москва, 1998, были со знаком «плюс».
В 1996 году в петербургском издательстве «Атос» вышла иллюстрированная книга «Правдивые истории про достославного О’Тадоя» — сборник веселых и поучительных коротких историй про полусказочного шотландского богатыря с ирландской фамилией О’Тадоя, придуманного автором.
В 1997 то же издательство выпустило книгу автора «Вспоминая Даниила Хармса» (рисунки Дмитрия Шагина) — пародийный сборник анекдотов, как о самом Хармсе, так и о многих других литературных и исторических персонажах.
В последние годы рассказы и повести автора систематически печатаются в петербургских журналах «Нева», «Звезда».
В 1999 году написана и принята к постановке театром «Приют комедиантов» пьеса «День, который так полон радости».
Адрес автора: Россия, 195213, Санкт-Петербург, Заневский пр., д.59, кв. 88
Смирнов Игорь Иосифович
Тел.: (007)-812-528-03-07
Игорь ИГ-Смирнов-Охтин «Кружится ветер…»
роман, изд. «ЧаП БОЮЛ», 1995 г., СПб., 474 стр.
«…По-видимому, нужно быть неофициальным литератором, чтобы так выпукло и остроумно описать официальную жизнь советского общества — жизнь одного из тех учреждений, в которую мы вступали с трепетом в молодости и покидали навсегда под обязательные речи учрежденческих философов. До свидания, этот мир — фальшиво Византийский и грустно-человеческий! Этот роман — любовно сделанное тебе надгробье».
Борис ИВАНОВ, прозаик, культуролог, издатель самиздатского журнала 70-80-х годов «Часы»
«…это произведение, в котором прослеживаются традиции и полифонической и постмодернистской прозы, свидетельствует о зрелом мастерстве автора и твёрдой писательской руке».
Илья ШТЕМЛЕР, прозаик
«…убедительное описание большой группы советских бесов в традиции Достоевского и Андрея Белого. Сюжетно роман построен крепко, имеет детективный оттенок и весьма откровенен по части любовных отношений, причём художественно убедителен и точен, что на фоне нынешней массовой литературной продукции выглядит достойно, изящно».
Александр КРЕСТИНСКИЙ, поэт
«…сюжетные линии выписаны рельефно и оснащены ссорами, скандалами, драками, любовными сценами, убийствами, самоубийствами, репризами, анекдотами и всяким подобным, что побуждало меня с напряженным интересом переворачивать страницы».
Валерий ПОПОВ, прозаик
«Но вот удивительно: по прочтении нескольких глав начинается вживание во все эти «неправильности», которые как-то незаметно становятся «естественностями», — и смешение разных жанров и «штилей», и та же аритмия членения романа постепенно воспринимаются столь же естественно, как субъективное восприятие времени в спокойные и критические периоды жизни».
Юрий НОВИКОВ, критик
«…Осмелюсь предположить, что «Кружится ветер…» еще «задаст» работу не только литературной критике, но и литературоведению. Ибо особо замечательны женские образы романа. Они выписаны столь нешаблонно, что станут неожиданностью даже для истинных знатоков литературных героинь»
Станислав ХОРИН, критик
«…всё это, конечно, надо читать. Пересказывать — не имеет смысла. Но подчас на страницах романа возникает эффект, о котором иначе и не отзовёшься — «умора». А, как известно, любой жанр читателю подавай, кроме скучного».
Евгений ЗВЯГИН, прозаик
«…писатель, чутко расслышавший главную мелодию Достоевского, уразумевший его художественный опыт, понявший, как органично связаны детективность, скандальность, внутренний надрыв, психологическая прихотливость, напряженный юмор, полифоническая говорливость, ощущение человеческой тайны и любовь к разноцветной, изматывающей, но драгоценной жизни, такой писатель (может, сам в том сомневаясь) так или иначе, а напомнит читателю: Истина Смерть Одолеет».
Андрей НЕМЗЕР, критик
«…скрупулёзное повествование об экзистенциальных и социальных коллизиях, изведанных нами совсем недавно. Собственно говоря, весь роман может быть назван «Храмом заблуждения», и заслуга прозаика в том, что подобный храм ему удалось выстроить».
Андрей АРЬЕВ, литературовед,
Игорь Смирнов-Охтин «Вспоминая Даниила Хармса»
Изд. «Атос», 1997 г., СПб, 62 стр.,
© Игорь Смирнов-Охтин © Рисунки — Дмитрий Шагин
В этой шутейной весёлой книге пародийно используется приём народного мифотворчества, который всегда соединяет в едином сюжете р а з н о в р е м ё н н ы е исторические события и персонажи. Приём такой использовал в некоторых миниатюрах и сам Даниил Хармс. В память об этом Даниил Хармс включен Смирновым-Охтиным в книгу в качестве п е р с о н а ж а , среди персонажей прочих, таких как…
…милейший и добрейший человек — Иосиф Сталин;
…начальник английской страны — Чарльз Дарвин, большой учёный, который придумал, что курица произошла от рыбы, обезьяна от курицы, а человек от обезьяны;
…начальник немецкой страны — любитель красивых женщин Карл Маркс;
…начальник всех французов — Наполеон Бонапарт, который неизвестно откуда взялся;
…начальник Испании — Дон Кихот Ламанчский, свирепейший человек;
…президент Америки Рейган, который придумал Америке конституцию и доллары…
Используя популярные исторические и культурные персонажи, как знаковые фигуры (наподобие фигур басенных), автор создал свою политическую карту мира, более подробно описав два исторических события: поход Наполеона на Россию и Ялтинскую конференцию.
Книга иллюстрирована (на правах соавтора) художником Дмитрием Шагиным (известным «атаманом» известной группы «Митьки»).