Издательская сфера до сего времени не может оправиться от кризиса, полагают специалисты из Роспечати, готовившие доклад о состоянии рынка книг в РФ. Цены на книжку подошли к «барьеру», превышение какового может повлечь за собой значительный отток покупателей из «книжных». Покупателей, которые и без того мало читают, и это вторая проблема в нашем государстве. И 3-ий фактор, каковой мешает развитию рынка книг, — пиратство.
Специалисты приводят следующую статистику: мы читаем книжки и газеты 9 мин. в день, а журналы — 6 мин. Годом ранее ВЦИОМ провел исследование, чтоб выяснить, сколько книжек мы держим в домашней библиотеке, какое количество книг ориентировочно прочли отечественные граждане за последнее время, и где берут книги, чтоб почитать. Оказалось, примерно половины населения РФ дома имеют меньше сотни книг. 30% опрошенных могут похвастать более широким собранием: у 20% дома до 300 книжек, 6% — до 500, 4% — до 1000, 2% — более 1000 книг. 19% опрошенных сознались, что книг у них нет совсем.
За 3 месяца житель РФ прочитывает примерно 3,94 книжки, на тот момент как в 1992 г. данный показатель был 5,15. Время чтению чаще уделяют жители Столицы и Петербурга и люди пенсионного возраста, при этом читают чаще женщины. Третья часть респондентов покупает книжки, которые им хочется прочесть, а традиция брать почитать у знакомых теряет популярность. 25% сказали, что берут необходимое издание в собственной домашней библиотеке.
Пользующимся популярностью стало скачивание из глобальной сети, в особенности среди молодежи. На сегодняшний день, в сети можно найти книги, газеты, журналы и статьи на любой вкус от современных детективов до материалов о том, где можно купить товары для новорожденных оптом в Москве. Доля тех, кто прогуливается за книжкой в городскую библиотеку, — 8%, а приобретают книги в онлайн-магазине либо по почте всего-навсего 1% .
35% жителей России никогда не читают. В 1996 г. таких людей было 20%. При всем этом фактически каждый день читают книги лишь 22% россиян, а в 1996-м читателями книг были 30% населения государства.
Намного более грустная статистика о том, что именно мы читаем. По результатам 2012 наибольшими тиражами в РФ были изданы А. Маринина, Д. Донцова и Ю. Шилова. Считай, это наиболее востребованные авторы в нашем государстве. Однако, и это немножко радует, интерес к Донцовой падает, с начала 2008 года ее тиражи уменьшились в 2,3 раза. Среди заграничных писателей самым печатаемым в РФ создателем по результатам 2012 г. оказался Александр Дюма, на 2-ом месте — Агата Кристи, на 3-ем — популярная британская писательница Барбара Картленд.
Принимая во внимание такие интересы народа, ни сколько не удивительно, что книжные лавки все большее и большее предпочтение в собственном выборе отдают некнижным товарам (канцелярии, игрушкам и пр.). Средняя же цена книги в издательствах в 2008 г. была 189 руб., ну а в 2012 г. она была уже 245 руб., т.е. за 5 лет рост составил примерно 30%. Люд читать не желает, а тот, кто желает, не всегда может это себе позволить. Не говоря о дорогих устройствах для чтения книжек.
Более 40% издательств публикуют собственные книги в электронном виде. Примерно третья часть уже думает о выпуске книг в таком формате. И 20% издательств отвергают выпуск книг электронно.
23% опрошенных издательств полагают, что публикация электронных книг принесет им понижение выручки. Во-1-х, вследствие того, что электронные аналоги книг дешевле «бумажных», а во-2-х, оттого, что читатели еще недостаточно «распробовали» электронную книгу и будут ее покупать меньше. 40% издательств (обычно, те, кто электронные книги уже начал выпускать либо думает об их выпуске) считают, что переход на новый тип носителя принесет им рост выручки. Такие ожидания связаны с тем, что люди станут приобретать электронную книгу вместе с бумажной, и реализация электронных книг будет стимулировать реализацию бумажных, и еще с тем фактом, что в электронном виде библиофилы смогут приобретать ту часть их ассортимента, каковая уже ушла из продажи.
Каналы распространения электронных книг, публикуемых столичными издательствами, довольно многообразны: примерно 40% их продукции реализуется через онлайн-магазины и сайты-агрегаторы информресурсов; примерно 30% — через библиотеки в электронном виде, примерно 20% распространяется издательствами через свой веб-сайт. В прочих регионах ситуация другая: практически все книги, выпускаемые электронно, реализуются самими издательствами.
Среди онлайн-магазинов фаворитом является Ozon.ru, с 2010-го он занимается и реализацией электронных книг. Рост продаж в данном секторе в 2012 г. в сравнении с 2011 г. — 40%. Однако когда в 2010 г. компания представила собственный ридер Ozon Galaxy и «оснастила» его собственной электронной библиотекой, этот проект не снискал широкой известности среди покупателей. Компания реализовала всего несколько тыс. аппаратов и отказалась от выпуска другой модели Ozon Galaxy.
При всем этом специалисты утверждают, что в РФ букридеры приблизительно в 2-3 раза популярнее, чем планшетники. Интересно, что, невзирая на широкое распространение ридеров в прошлом году, специалисты предсказывают данным аппаратам недолгое бытие. С удешевлением многофункциональных планшетных компьютеров, таких как iPad, читалки, как узкоспециализированный гаджет, отойдут на 2-ой план и на протяжении 2-3 лет могут совсем исчезнуть с рынка, сказано в докладе Роспечати. Там более принимая во внимание тот факт, что купить iPad в России намного проще, чем электронную книгу.
Любопытно, что в большинстве случаев книги в нашем государстве переводят с французского, английского и немецкого, потом идут японский, итальянский и иные языки. А центральные издательства передают в онлайн-магазины лишь 10% собственных книг, лидирующие каналы для них — книжные магазины и сети. Магазины в регионах отдают в онлайн-магазины 1% книг, их главные каналы — библиотеки, свои магазины и киоски.
Дата публикации: 29.01.2013