Борис Куприянов — издатель и соучредитель книжных магазинов «Фаланстер» и «Циолковский» рассказал о функции современной интеллигенции и о трех книгах, которые должен прочитать каждый.
О просвещении. Просвещение — абсолютная необходимость, выражается это в объяснении своей позиции, своих ценностей в общении с людьми, с соседями, со своими родными и друзьями. Речь не только о «людях Болотной». Это функция тех, кого называют «креативным классом» или интеллигенцией, просто мне эти понятия не очень нравятся.
О креативном классе. Я не делю людей на креативный класс, интеллигенцию, неинтеллигенцию. Все эти деления – от лукавого. Есть люди, которым повезло, и они смогли получить образование, а есть те, кому не повезло. И люди, получившие образование, не каких-то голубых кровей, это всего лишь везение. Все наши прадедушки или прабабушки работали либо в поле, либо на заводе. Мы ничем не отличаемся от тех, кто образование не получил, потомков аристократов среди нас не много.
О грамматических ошибках. Я не писатель,не журналист, не публицист. Писать мне очень трудно, я пишу с грамматическими ошибками. Для меня это большой труд. Но если я что-то пишу о тех вопросах, которые меня мучают, то хочу узнать мнения окружающих на то, что волнует меня. Наивно предполагая, что это, в самом деле, важно. И я согласен с мнением, что Живой Журнал – это форма сложного диалога, это больше о «литературе» и мысли, чем другие социальные медиа.
О хорошей литературе. Все, что я читаю, производит на меня впечатление. Выделить что-то особо трудно. Из книг которые я прочел только что, если говорить о прозе, меня впечатлил роман «Благоволительницы» Литтела, очень сильное впечатление произвел новый роман Сергея Носова «Франсуаза или Путь к леднику», новая книжка Терехова «Немцы».
О трех книгах, которые стоит прочесть каждому. «Петербург» Белого, «Капитал» Маркса и «Жизнь Клима Самгина» Горького. Я бы еще не забывал «Евгения Онегина» Пушкина (без которого свою жизнь не представляю) и тысячи любимых и важных книг, но если говорить о трех актуальных книгах, которые важны сейчас и которые надо читать сейчас, то я назову эти три. Хотя такая выборка всегда смешная и банальная. Глупо выделять три книги.. А как же письма Нила Сорского о нестяжательстве, или «Как закалялась сталь»?
О разнице между английским и русским книжным рынком. Когда мы начинали работу над магазином («Слова» — прим.ред.), британские коллеги прислали мне свои идеи, как пропорционально должна быть представлена современная литература и классика в магазине. И с ужасом понял, что я не могу выполнить их условия. Приличных изданий классики, которые можно взять в руки и поставить на полку, у нас практически нет. У нас «Севастопольских рассказов» нет в твердом переплете. Только «Азбука-классика» делает в мягкой обложке. Это, конечно, хорошая серия, хоть там что-то выходит. Или, например, у нас на рынке нет сочинений Хлебникова, купить его можно только у букинистов. Нет изданной книги «На ножах». В течение двух лет я не мог купить книгу «Моби Дик», сейчас ее издали. У нас нет глубины рынка. Трудно представить в Англии, например, ситуацию, когда нельзя выбрать из трех-четырех издании «Моби Дика».
Дата публикации: 22.03.2013