«Москва-Петушки» — это оригинальная постмодерная поэма, которая раскрывает множество различных проблем. Все произведение — это либо монолог интеллектуала-алкоголика Вени Ерофеева, либо его общение с собственными галлюцинациями. По структуре действие поэмы замкнуто в цикл.
Перечитывая это произведение, сложно не заметить, насколько оно сценично: герои и ситуации так и просятся на театральные подмостки. И все мы прекрасно понимаем, что поставить ее может только тот театр, который способен действительно покорить зрителя своей дерзостью и надрывом.
Но многие годы шикарной задумке не суждено было сбыться. Все мы знаем, что большинство жителей Советского Союза читали эту книгу в самиздате. А если ее нельзя было издать, то о том, чтобы ставить спектакль, и речи быть не могло.
И только по прошествии многих лет мечта режиссеров и зрителей воплотилась в жизнь. Спектакль наконец-то поставили в театре на Таганке под руководством Режиссера Валентина Рыжего. Теперь спектакль поедет на гастроли в Израиль, и зрители смогут посмотреть его в Биньяней а-Ума.
Венедикт Ерофеев (да-да, автор дал герою поэмы свое имя) не дожил ни до постановки, ни до самой возможности легализации его произведения. Да и врядли он сам мог бы предположить, что символом времен брежневского «застоя» может стать гениальный монолог рабочего-пьяницы в пригородной электричке, которая везет его к любовнице и сыну. Кто бы мог подумать, что поэму переведут на сотни мировых языков, в том числе и на иврит, а маршрут «Москва-Петушки» станет туристическим маршрутом? Что поэма станет темой научных работ, от дипломов и курсовых проектов до статей и полноценных диссертаций. Не думаю, что автор делал ставку на посмертное признание. Он просто изливал душу устами московского алкоголика (ведь, как известно, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке). Ведь весь текст — это душа на распашку, и не важно, автобиографичная она или нет, ведь она находит отклик в душе каждого зрителя или читателя.
Дата публикации: 00.00.0000