Главная » Статьи » Плагиат или бродячие сюжеты?

Плагиат или бродячие сюжеты?

Плагиат или бродячие сюжеты?

Готовя к переизданию книгу «Малая энциклопндия сновидений», ястолкнулась с теорией бродячих сюжетов и решила разобраться в этом. Вот чтоудалось раскопать:

Сюжеты  по КристоферуБукеру:

1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себечто-то необыкновенное.
Примеры: Золушка, Давид Копперфильд, Джейн Эйр. Из фильмов: Золотая лихорадка,Моя прекрасная леди.

2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимойдалекой цели. Примеры: Одиссея, миф про аргонавтов, Копи царя Соломона, Вокругсвета за 80 дней

3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды.Сюжет — их попытки вернуться домой. (Почему Одиссея не здесь, кстати?!) Примеры: Алиса в Зазеркалье, Робинзон Крузо, Машина времени.

4. Комедия: Not just a general term, but an identifiable form of plot which followsits own rules.
(Все равноочень скользкое определение). Примеры: Том Джонс, все романы Джейн Остин, Вджазе только девушки.

5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостаткахарактера, обычно страсти любовной, или жажды власти. Примеры: Макбет, Фауст,Лолита, Король Лир.

6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит егоиз этого состояния на свет. Примеры: Спящая красавица, A Christmas Carol, TheSound of Music

7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает егов неравной схватке, и получает сокровище или любовь. Примеры: Давид и Голиаф,Николас Никлби, Дракула, сюжеты Джеймса Бонда.

 The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories, by Christopher Booker.

36 сюжетов Ж.Польти

Ж. Польти предложил 36 сюжетов, к которым сводятся известные литературныепроизведения. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердиливерность исходной классификации, а именно:

* Мольба
* Спасение
* Месть, преследующая преступление
* Месть, близкому за близкого
* Затравленный
* Внезапное несчастье
* Жертва кого-нибудь
* Бунт
* Отважная попытка
* Похищение
* Загадка
* Достижение
* Ненависть между близкими
* Соперничество между близкими
* Адюльтер, сопровождающийся убийством
* Безумие
* Фатальная неосторожность
* Невольное кровосмешение
* Невольное убийство близкого
* Самопожертвование во имя идеала
* Самопожертвование ради близких
* Жертва безмерной радости
* Жертва близким во имя долга
* Соперничество неравных
* Адюльтер (супружеская измена)
* Преступление любви
* Бесчестие любимого существа
* Любовь, встречающая препятствия
* Любовь к врагу
* Честолюбие
* Борьба против бога
* Неосновательная ревность
* Судебная ошибка
* Угрызения совести
* Вновь найденный
* Потеря близких
*************************************

Еще одно мнение.

Согласно Борхесу существует всего четыре сюжета. Он их описал в новелле.

Новелла «Четыре цикла»:

Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, которыйштурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, асопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает,что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементыволшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, былапрекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь,укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэтачетырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: «The borghbrittened and brent to brondes and askes» Данте Габриэль Россетти,вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парисвоспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается сБогом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти летскитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем кродной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она,зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры,которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон,плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы иморя, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и всеони разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал витоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поискиобречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-такиуничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедныотвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованноепотворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя;Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве,пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказыватьих — в том или ином виде.

Влитературе глухо  упоминаются 14 сюжетов Шекспира, хотя в основномлитературоведы прослеживают цепочки заимствований, начиная с античных авторов.

Магистральный сюжет Шекспира – это действительно отчасти сюжет противостояниячеловека и мира, который действительно заканчивается гибелью человека, нопричина этой гибели – отнюдь не в мертвящей власти мира, но в том месте,которое пытается занять в этом мире главный герой. В магистральном сюжетеШекспира главное место отведено не просто противостоянию «я» человека и «они»мира, но «я» человека противостоит прежде всего «Ты» Бога, одновременнонаходясь в сложных отношениях с «они» мира и других людей. Магистральный сюжеттрагедии Шекспира также можно определить как теодицею, пытающуюся ответить навопрос об истоках зла в мире, и ответ на вопрос об истоках зла в мире уШекспира вполне ортодоксальный. Истоки зла в мире – это желание человекапереустроить мир по своей собственной воле, это жажда человека распоряжаться нетолько своей жизнью, но и жизнями других людей, и всем миром в целом.
Именно три точки построения магистрального сюжета Шекспира – «я», «Ты», «они» –составляют ключевую  тему его сюжетов.

20 сюжетов Роберта Тобиаса:  (Роберт Тобиас  Директор департаментаобразования  в  Нью-Йорке, работал в  государственных школах втечение 33 лет в качестве учителя и  исследователя  методикпреподавания.)
 
1.Поиск – интрига вовлекает героя в поиск персонажа, места, вещи – реальной илинереальной, иногда настолько нереальной, что вообще недостижимой, например,-  бессмертия.

2.Приключения( авантюра) – сюжет вовлекает героя, ищущего счастье, впутешествие, так-как счастье  «…никогда не найдёшь дома…», и герой уходитза ним куда-то по мосту-радуге.

3. Охота – сюжет игры в прятки, один персонаж выслеживает другого.                                                                                                                                                             

4.Спасение– Этот сюжет вовлекает героя в поиски с целью спасения кого-либо или чего-либо;обычно состоит из трёх основных действующих лиц:Герой, Жертва и Антагонист (враг).

5.Побег – сюжет описывает героя, заключённого в обстоятельства, в ситуацию , втюрьму или куда либо против его воли и желающего сбежать ( за исключениемпобега от « своих внутренних демонов»).

6.Месть – взаимоотношения героя и его антагониста из-за  причинённогореального или воображаемого вреда.                                                                                                                                                    

7.Загадка– история, втягивающая героя в поиски ключа к скрытому значению ( смыслу)чего-либо в ситуации намеренно созданной  или имеющей множество смысловтайны.                                                                                                                                                                         
8.Соперничество – история, втягивающая героя в соревнование с кем-либо( егосоперником) за некий объект или амбициозную цель.
8. RIVALRY — plot involves Protagonist competing forsame object or goal as another person (their rival).

9.Никчёмный Слабак – сюжет затягивает героя в соперничество за объект или цель,которая даёт великие преимущества или ставит лицом к лицу с полным поражением.

10.Принуждение(вынужденный поступок) – события, по той или иной причине,вынуждающие героя совершать глупые, неправильные или аморальные поступки.

11.Метаморфозы (превращения) – сюжет заставляет героя внутренне меняться поситуации ( рефлектируя в своей внутренней идентификации).

12.Трансформация (перерождение) – сюжет повествует об изменениях в герое в егопутешествии на подмостках жизни, которые приводят его из одного главнейшегоперсонажного состояния в совершенно другое(злодей превращается в добрягу).

13.Развитие и созревание – история, которая ставит героя перед лицом проблем,сотавляющих часть его взросления и, имея дело сними, достичь  взрослости(путь от невинности к опыту).

14. Любовь – сюжет о преодолении героем препятствий на пути к Любви, когдапрепятствия  преодолеваются  всепоглощающей, истинной Любовью.

15.Запретная любовь – история преодоления героем препятствий, созданныхсоциальным неравенством или различными «табу», что и подпитывает отношения ииногда находит цену этого преодоления слишком высокой, чтобы быть вместе собъектом любви.

16.Жертвенность – сюжет содвигает героя на жертвенные действия во имя высшейцели или идеи, жертва ради любви, чести, милосердия, спасения человечества.

17.Открытия – Сюжет, наиболее эгоцентричный из всех, который вовлекает героя ввынужденное преодоление великих и внезапных обстоятельств жизни и тем самымведёт к открытию чего-то чрезвычайно важного ( и сокрытого), тем самым достигаянаилучшего понимания жизни ( т.е. начинает больше ценить жизнь,ясней видетьцель жизни, и т.д.)

18.Несчастный случай – который случайно или сознательным выбором героя, толкаетего поменять  все  ограничения приемлемого поведения на экстремальноеи понуждает иметь дело с соответствующей ответной реакцией ( главным образом,это сводится к психическим отклонениям личности).

19.Вознесение – история «из грязи в князи», успех и подъём героя благодарясвоей доминирующей личности,  черты характера, помогающей достичь успеха.

20.Низвержение – сюжет «из богатства в нищету» имеет дело с падением( крахом)героя из-за доминирования разрушительных тенденций, превалирующих  в еголичности и характере и, в конечном итоге, приводящих к краху.

 Далеенаходим  семь архетипических сюжетов мировой литературы по Карлу ГустовуЮнгу.
    
     Карл Густав Юнг различает не столько сюжеты, сколькоперсонажи и их действия-функции, т.е. архетипы.                                          

Вот  семь  различных архетипов по характеристикам их «действий» и«решений»:

1. Ведущие персонажи:
Протагонист: «… ведущий сюжета: тот, кто ускоряет действие». Определяетсяхарактеристиками «поиск» и «суждение».
Юнгианский эквивалент: Герой.

Антагонист: «… персонаж полностью противоположный Протагонисту».«Предотвращение» и «анти-суждение».
Юнгианский эквивалент: Тень и Злодей.

Страж: «… учитель или помощник, который содействует Протагонисту». «Помощь» и«совесть».
Юнгианский эквивалент: Мудрец, так же иногда называемый в совокупности наставникомили ментором.

2. Ведомые персонажи:
Разум: «… принимает решения и действует основываясь на логике». «Контроль» и«логика».
Эмоция: «… реагирует эмоциями, бездумно». «Неконтролируемый» и «эмоция».
Закадычный друг: «… неизменной в своей лояльности и поддержке». «Поддержка» и«вера».
Скептик: «… подвергает сомнению всё». «Противостояние» и «безверие».

Юнгианский архетип-трикстер здесь часто преобладает, так как его задачаспрашивать и бунтовать против обычного порядка вещей.

Причём  один персонаж может нести более чем одну роль-архетип. Он можетиметь множество особенностей и чувств. Комплексный персонаж может смешиватьхарактеристики из нескольких разных архетипов.

 

Вдальнейшем , в работе « Алхимия сновидений»  эти персонажитрансформировались в следующий перечень :

 Великий Отец
Великая Мать
Тень( Трикстер)
Анима
Анимус 
Ребенок
Мудрец

Надосказать, что в умах просвещённой публики существует путаница понятий – сюжет ифабула, и действительно, все справочники и литературоведы с киноведами, а такжесомнологи  как-то путают эти два понятия. Вот какую формулировкудаёт  Б. В. Томашевский: «Фабулой называется совокупность событий,связанных между собой, о которых сообщается в произведении… Фабуле противостоитсюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены впроизведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них» (Б.Томашевский «Теория литературы. (Поэтика)» Л., 1925 г., стр. 137).  А вотчто сказано по этому поводу в интернете : « С вопросом о сюжете обстоит в киностоль же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются вещи, вкоторых есть сложный фабульный узел. Но фабула ведь не сюжет…»
В 1921—30  литератор профессор Института истории искусств. Ю.Н. Тыняноввыступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевскийи Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924),представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статейо литературном  и кино, где пишет:
  «Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой— не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи,которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением —нарастанием и спадами стилевых масс. Фабула может быть просто загадана, а недана; по развертывающемуся сюжету зритель может о ней только догадываться — иэта загадка будет еще большим сюжетным двигателем, чем та фабула, котораявоочию развертывается перед зрителем. Фабула и сюжет эксцентричны по отношениюдруг к другу.»
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 324-325.

Вы что-нибудь поняли? Я – нет, хотя Тынянов очень авторитетный автор

        В рассуждении же  о сюжете и фабуле,хочется снова вернуться к «магистральному» или, как нынче говорят –  tothe mainstream — к мейнстриму Шескспира. Мне представляется, что мейнстримом  его творчества являются человеческие страсти:

Жажда власти – Макбет, Король Лир, Укрощение строптивой, Буря, Антоний иКлеопатра,  все исторические Хроники
Ревность   —         Отелло,Гамлет,  Сон в летнюю ночь,
Алчность – Венецианский купец
Всепоглощающая любовь – Ромео и Джульетта, Собака на сене, Сон в летнюю ночь,Конец – делу венец, Цимбелин
Отдельно стоят Комедия ошибок и Слуга двух господ – путаница на основе мнимогоили действительного двойничества,а также —  Два веронца, 12-ая ночь, Каквам  это понравится.

Причём, именно в драматургии Шекспира фабула такова, что очень трудно вычленитьсюжет, как правило, в одном произведении задействованы  3 сюжетные линии,как, например  в комедии  Сон в летнюю ночь
   Но именно поэтому , что в основе шекспировских произведений лежатнепреходящие, гипертрофированные человеческие страсти, — они так актуальныи  сегодня, и не зря новаторы-режиссёры  переносят  шекспировские драмы  и сюжеты в нынешнюю парадигму.

 

Помоей собственной классификации в повествовании существуют всего 2 (две) составляющие  и одно условие:
1-ое:  фабула —   это   Путь(Дорога);
2-ое: сюжет —   это  Событие (Случай);

 Условие – это отсутствие или присутствие  Рассказчика в них.

           Путь(Дорога) – это жизненныйПуть, хронология Событий,  путешествие на небо, в ад, в параллельный мир,в прошлое, в будущее, просто по миру для удовольствия, вынужденноепутешествие,  бегство, поиск,  путь обратно домой.

Путь-поиск  чего-либо :  врага, друга,  сокровища,  потерянноголюбимого,  поиск решения, научного открытия, родственников, ответа навопрос, духовный поиск и поиск самого себя, как внешнего, так и внутреннего.

          Событие (Случай счастливый илинесчастный) – это встреча с любимым, с Богом, волшебником, Чудищем, животным,с  двойником; катастрофа, война, эпидемия;  потеря или находкачего-либо, выигрыш, открытие, откровение-видение, Глас Божий,  увечье;рождение , смерть, свадьба, измена-предательство;  внезапное обнаружениесебя и всей мизансцены в самых разных местах – на горе, под землёй, в доме,школе , в воде, в небе, на троне, в туалете, на крыше, на улице , в транспортеразнообразнейшем,  в ином мире…

Рассказчик – его ментальное или физическое присутствие в сюжете. Ментальное – когда рассказчик не присутствует при событии и не участвует вдействии, просто знает и рассказывает устно или письменно. 

 

Противэтого очень возражал Ф.М. Достоевский, он писал в своих литературоведческихстатьях  : «…что,   автор под столом сидел, всё  видел ислышал и – вот, рассказывает? Откуда он знает,  что делал и, темболее,  что думал герой».  Такое повествование задействовано у многихписателей, у Толстого, например – Наташа подумала…, князь Андрей почувствовал…,Анна Каренина знала в глубине души… Сам же Достоевский,  в «Бесах»например, ведёт повествование от имени некоего жителя города Скотопригоньевска,знающего всех и вся  и, если он сам не присутствует  при некихперипетиях  романа, то всегда в тексте читаем: «…мне рассказывал такой-то,который видел (слышал, узнал от  имярека, случайно наблюдал  издали ипр.) сцену или событие, или ему кто-то из действующих  персонажей доверительно сообщал, как было дело и что он ( персонаж) подумал ипочувствовал, и как решил  действовать дальше. Тот же приём и в «БратьяхКарамазовых», причём очень ненавязчиво, многие читатели и внимания не обращают,т.е. Рассказчик у Достоевского физически присутствует, но пассивно, в действиине участвует, просто наблюдает и выслушивает других.

    Активное же физическое присутствие происходит в повествовании отпервого лица, и там Рассказчик предстаёт инициатором, субьектом или объектомСобытий в Пути, понимаемом широко, как развитие Событий в действии во времени ипространстве.
   
    В кино же Рассказчики, вернее Показчики  – режиссёр,операторы, актёры, и Наблюдатель —  зритель;   иногда правда,  присутствует и буквальный рассказчик  в виде Голоса,комментирующего события.  И, наверное, скоро настанет время интерактивногокино, когда зритель сможет принимать участие в событиях трёхмерного экранногодействия и влиять на ход повествования. Вот это будет КОШМАР, тогда иллюзия иреальность проникнут друг в друга, а потом поменяются местами. Не хотелось бы,но «прогресс» не остановить…

:

Дата публикации: 11.07.2013

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь