В первом выпуске "Театрального курьера" хочу представить спектакль Московского Театра на Таганке "Москва-Петушки". Совсем скоро израильский зритель получит возможность увидеть его на "в живую". Это уникальное произведение написал мифический Венедикт Ерофеев, в нынешнем году ему исполнилось бы 60 лет. В своё время о книге и мифе, созданном вокруг неё, ходило много слухов и легенд...
Первое издание "Москва Петушки" разошлось быстро. Стоимость его была равна цене бутылки водки 4 р. 12 коп., а количество страниц книги было составлено таким образом, что прочесть ее можно было за весь путь от Москвы до самых Петушков! Это кажется парадоксом, но проверьте и убедитесь сами подъезжая к Петушкам, вы точно закончите читать все главы!
Неординарность произведения, возможно, и стала причиной выбора его Театром на Таганке. Пьеса и Театр нашли друг друга!
Спектакль "Москва Петушки" построен необычным образом, но необычность здесь естественна, поскольку сама характеристика произведения как мифа уже не стандартна. Зрителя как бы сажают в поезд, и около двух часов без остановки-антракта его на полном ходу швыряет о стены безумного вагона, отстукивающего: Москва Петушки, Москва Петушки... Как и в старое доброе таганковское время, зрителя подключают к "высоковольтной линии" передачи энергии. А энергия эта поражает, потрясает! Читавшие произведение удивятся, что Веничка Ерофеев едет в поезде один... Но зато как он едет один!!! Как он рассказывает свою историю! И как он в своих воспоминаниях проводит время с той, к кому он едет... "Не слыханная!" кричит он с надрывом на весь зал и с истомой продолжает, "Это женщина, у которой до сегодняшнего дня грудь стисткивали только предчуствия. Это жещина у которой никто до меня даже пульса не щупал..." В горле комок, в спине озноб от восторга.
Веничку Ерофеева играет Александр Цуркан, известный нам по предыдущим гастролям Театра на Таганке ("Мастер и Маргарита" Иван Бездомный, ''Братья Карамазовы" Митя Карамазов). Этот актер гибкий, как дикая кошка, и при этом ясноглазый и с замечательной светлой улыбкой, вытворяет на глазах у зрителей т-а-акое! сальто, кувырки, "мостики" и прочие акробатические фигуры! Веничке всё время мешают. Мешают везде и во всём. Два огромных бугая постоянно гоняют его по сцене, не давая Вене прохода и все это на напряжённом музыкальном фоне. Звучит музыка Дмитрия Шостаковича, которую прямо на сцене исполняет виртуоз-саксофонист, композитор Сергей Летов. Необычно еще одно музыкальное имя Василий Немирович-Данченко (внук известного режиссера), также написавший музыку для этого спектакля.
Появляется петушковская зазноба Венички (актриса Ирина Линдт). Она передвигается по сцене в акробатическом мостике, затем, стоя на одной ноге, грациозно поднимает вторую ногу в шпагат и при этом умудряется играть на дудке, а затем поёт и как поёт! А удаляясь со сцены, не забывает одарить героя известной комбинацией из трех пальцев.
"...Эта девушка вовсе не девушка! Это искусительница не девушка, а баллада ля бемоль мажор!"
Во вступлении к книге есть предупреждение автора ко всем девушкам, что главу "Серп и Молот Карачарово" следует пропустить, поскольку за фразой "И немедленно выпил" нет ни одного цензурного слова и следует полторы страницы чистейшего мата. Такое заявление дало обратную реакцию все девушки сразу хватались я эту главу, даже не прочитав фразы "И немедленно выпил". По этой причине во втором издании из примечательной главы была выкинута вся матерщина... А вот услышите ли вы это... Неизвестно!
Настоятельно рекомендую не пропустить гастроли Таганки безмерная любовь к человеку, подарившему нам гениальную поэму, поэму о нас самих, о нашем времени, очень выразительно передана артистами театра, наслаждение от встречи с прекрасным ещё долго будет удерживать вас в своем сладком плену.