Главная » Статьи » Ерофеев, парторг и комсорг

Ерофеев, парторг и комсорг


В Петушки, в Рай, в Солнечный город.
Фото предоставлено Литературным музеем Венедикта Ерофеева в Кировске.

В Кировске вышел краеведческий альманах «Живая Арктика» целиком посвященный писателю Венедикту Ерофееву.

В конце 2005 года вышел в свет очередной выпуск историко-краеведческого альманаха «Живая Арктика».

Жители мурманской области полюбили это издание, которое выходит уже девять лет. Последний номер альманаха тематический и носит название «Хибины— Москва-Петушки».

Он полностью посвящен Венедикту Ерофееву и включает в себя хронику жизни и творчества писателя.

На 148 страницах формата А4 раскрываются основные этапы жизни Ерофеева, начиная с даты рождения 24 октября 1938 года и заканчивая днем смерти 11 мая 1990-го.

Многие события его жизни отражены в печати впервые. К отдельным датам привязаны отрывки из воспоминаний, писем, даются характеристики людей из окружения Ерофеева, мест, где он бывал. Впервые восстановлены купюры в письмах Ерофеева к сестре Тамаре Васильевне Гущиной, сделанные редакцией журнала «Театр» (1992, № 9). На это дала сестра. Никогда не печатались приведенные в альманахе воспоминания Бориса Сорокина, Валентины Еселевой, Пранаса Яцкявичюса и других. Не публиковались ранее и воспоминания близкого Ерофееву человека — Юлии Руновой, с которой он общался на протяжении тридцати лет. Включен и самиздатовский выпуск «Моей маленькой ленинианы», проиллюстрированный Витей Блюм-Стау.

Вот как описаны, например, события одного дня 14 октября 1960 года, на основании которых Ерофеев был исключен из Орехово-Зуевского пединститута. В комнату общежития, где жил Ерофеев, заходит с проверкой комиссия в составе парторга института Камкова, проректора по учебной части Назарьева и комсорга Руновой. «Необычная картина представилась вошедшим. Из глубины синего папиросного дыма доносятся приглушенные звуки полузапрещенного тогда джаза. Державший ручку приемника Алик Моралин, увидев «начальников», тотчас прибавляет звук. Взгляды комиссии обратились к правой стене комнаты: поверх плакатов о светлом будущем здесь висело несколько обрамленных полотенцами икон. А прямо перед ними, стоя на коленях, несколько человек осеняли себя крестным знамением. Мелькнула вспышка фотоаппарата — кто-то из присутствующих запечатлел эту картину на пленку. А рядом, на постели, в каких-то неестественных позах лежали еще двое. Это были Костя Осокин и Ваня Глухов. Расплываясь в улыбке, один спрашивал у другого: «А дети у нас будут, как ты думаешь?» — «На все воля Божья», — следовал незамедлительный ответ… Тем временем звуки джаза сменились последними известиями с «Голоса Америки» о событиях на Ближнем Востоке и сидящие за столом дружно чокнулись стаканами»…

Альманах богато иллюстрирован. В него включены более 500 фотографий и рисунков (многие из них печатаются впервые), а завершает его галерея из 52 портретов Ерофеева. Издание закладывает основы будущего жизнеописания писателя, поэтому будет интересно и исследователям его творчества, и простым поклонникам Венички. Это не скучное собрание фактов из его жизни. Текст написан живым, образным языком и читается как биографический роман.

Материал для альманаха предоставили десятки людей, имена которых перечислены на второй странице. Издание было подготовлено к печати Хибинским литературным музеем Венедикта Ерофеева, находящимся в помещении Центральной городской библиотеки имени Горького, и редактором альманаха Валерием Берлиным, который проделал большую работу по подготовке макета издания.

Конечно, в такой работе трудно было обойтись без недостатков. Они есть, но в основном это опечатки, большая часть которых возникла по техническим причинам. Тираж альманаха невелик — 600 экземпляров.

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь