Статьи / В. Ерофеев / Орловские страницы Венедикта Ерофеева
Орловские страницы Венедикта Ерофеева

Имя Венедикта Васильевича Ерофеева (1938 — 1990) стало широко известно в России лишь с конца 1980-х годов. Своеобразный язык и тонкая ирония отличают его творчество. "Так — не живут, не говорят, не пишут. Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, — его талант. Какое счастье, что талант, какая тоска — отчетливо знать, что должен претерпеть его счастливый обладатель", — писала о Ерофееве и его поэме "Москва — Петушки" Белла Ахмадулина. За последующие пятнадцать лет о Ерофееве появилась масса публикаций, проводились конференции по его творчеству, защищались диссертации, книги его расходились огромными тиражами. Восемь лет Ерофеев прожил в городе Кировске Мурманской области, где окончил школу с золотой медалью. 24 октября 2001 года в Кировске при центральной городской библиотеке имени М. Горького создан музей Венедикта Ерофеева. В 2003 году в городе прошла Ерофеевская конференция, ежеквартально проводятся литературно-музыкальные вечера "Ерофеевск ие пятницы".

Будущий писатель долгое время жил неустроенно, скитался по стране. Родился Ерофеев на Севере, в Мурманской области, в городе Кандалакше, но местом рождения была записана маленькая карельская станция Чупа, так как там жила семья. Учился в четырех высших учебных заведениях только на "отлично", но из всех был изгнан за свои взгляды. Он обладал потрясающей эрудицией и памятью: мог цитировать наизусть и стихи, и прозу. Ерофееву пришлось сменить множество мест работы. Он работал грузчиком, кочегаром, разнорабочим, приемщиком винной посуды, библиотекарем… Бывал во Владимире, Липецке, Курске, Брянске, Тамбове, Туле, Москве и Подмосковье, Украине, Узбекистане.

В 60-х годах Ерофеев трудился кабельщиком-спайщиком в специализированном управлении связи (СУС-5) треста № 8 Государственного комитета по газовой промышленности СССР. Работа была разъездной, ездить приходилось, в основном, по средней полосе России. Осенью 1965 года он работал в Орле и Мценске (примерно в октябре-ноябре). К тому времени еще не были написаны основные произведения Ерофеева: поэма "Москва — Петушки" и пьеса "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора". Он был только автором "Записок психопата", "Благой вести" и статей о норвежских писателях Г. Ибсене, Б. Бьёрнсоне и К. Гамсуне. Ничего из этого опубликовано не было, и никто не подозревал, что из Ерофеева вырастет большой писатель.

Если мы откроем его записную книжку орловского периода за 1965 год, то обнаружим в ней много записей о литературе, цитат из прочитанного. Круг чтения Ерофеева в то время был очень широк. Среди авторов: Генрих Бёлль ("Бильярд в половине десятого", "И не сказал ни единого слова", "Хлеб ранних лет"), Эрнст Вайс ("Бедный расточитель"), Адам Мицкевич ("Дзяды"), Герберт Уэллс ("Необходима осторожность"), Николай Карамзин ("Письма русского путешественника"), Максим Горький ("Городок Окуров", "Сторож", "Люди наедине сами с собою"), а также А.П. Чехов, А.К. Толстой, И.Г. Эренбург, И.Э. Бабель, А.Б. Мариенгоф… Сильное впечатление произвели на него романы Г. Бёлля. Ерофеев призывает в своих записях: "Читайте Генриха Бёлля! И вы убедитесь по прочтении, что он съел с вами полпуда соли, а остальные полпуда высыпал на ваши раны. А если их нет у вас и вам поэтому не больно — собирайте по крупице все просыпанное и жрите еще, это вас вразумит". В книжке также много записей о музыке, композиторах, русских романсах.

Пребывание в Орле примечательно для Ерофеева тем, что в этом городе он отметил свой день рождения. 24 октября 1965 года ему исполнилось 27 лет. Венедикт Васильевич приводит фамилии людей, с которыми встречал эту дату: Чесалин, Прохорова, Свиглинский, Нефедова, Нефедова Р. Интересно узнать: кто эти люди? Орловчане ли они или работали вместе с ним? Помнят ли Ерофеева? Может быть, орловские краеведы помогут ответить на эти вопросы.

Есть в книжке и другие записи, касающиеся Орла, например, "29/Х — 31/Х-65 г. Орел. Бюро судебно-медицинской экспертизы на улице Лескова".

А эта запись свидетельствует о том, что писатель не был чужд и "черного юмора": "Осень 65 г. Ящур в Орловской губернии. Заболевших людей закапывают живьем. Не заболевших тоже закапывают, предварительно удавливая".

Именно в октябре 1965 года (скорее всего в Орле) Ерофеев перечитывает поэму Н.В. Гоголя "Мертвые души" и роман Томаса Манна "Волшебная гора", выписывает из них цитаты.

Если же мы обратимся к другим записным книжкам Венедикта Ерофеева, то обнаружим, что он читал многих орловских писателей, хорошо знал и ценил их творчество. Часты упоминания на страницах записных книжек И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева. Ерофеев выписывает много цитат из "Соборян", "Шерамура", "Некуда" Лескова, "Иуды Искариота", "Баргамота и Гараськи" Андреева, "Записок охотника", "Аси", писем Тургенева, стихотворений Бунина. В поэме "Москва — Петушки" также имеются явные и скрытые цитаты из творчества Тургенева и Бунина.

Вновь Ерофеев побывал в Орле в июне 1966 года, когда рабочих СУС-5 передислоцировали по маршруту Брянск — Орел — Мценск — Ефремов — Становая, но это пребывание было кратковременным.

Наконец, еще одно упоминание Орла мы находим в записной книжке лета 1976 года. Но эта запись связана не с пребыванием Ерофеева в Орле (он находился тогда на Кольском полуострове), а с характером его чтения. Изучая биографию Дзержинского, Ерофеев пишет: "В Орловском каторжном централе, 1915-16 гг. (в военное время — политические). Ф.Э. Дзержинский объявляет голодовку в знак какого-то из протестов. К вечеру 3-го дня голодала уже вся тюрьма. Губернские власти всполошились. В тюрьму примчался прокурор. Он признал требования заключенных законными. Голодовка прекратилась". Отрицательное отношение Ерофеева к большевикам и лакировке их биографий официальной пропагандой общеизвестно, поэтому он выбирает факты из биографии Дзержинского, характеризующие того не с лучшей стороны: его вышибли из 8-го класса гимназии, он дезертировал от армейского призыва и т.п.

Пребывание Ерофеева в Орле было кратковременным. Но орловские писатели оставили глубокий след в душе, оказали влияние на его творчество. Поэтому любые факты о связи Ерофеева с Орлом будут полезны музею. Надеюсь, что орловские краеведы помогут в этом.

© POL, Chemberlen 2005-2006
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь
  
fc-piter.ru