Главная » Статьи » Путь к смерти и ее смысл в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

Путь к смерти и ее смысл в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

Среди многочисленных подтекстов поэмы “Москва – Петушки”, выделяемых исследователями, присутствует и библейский. Целому ряду эпизодов из жизни Венички ставятся в соответствие определенные этапы жертвенного пути Христа1. “В свете категорий авторского кругозора поэма “Москва – Петушки” предстает в виде апокрифического евангелия от Ерофеева, в котором пьяница и сквернослов Веничка обретает облик Сына Божьего, посланного в мир людей, вкусившего все страдания человеческие и распятого злой силой этого мира”2. Вместе с тем, насколько нам известно, причины такого параллелизма обычно полагаются заведомо понятными и не нуждающимися в особых комментариях. Гибель Венички в финале поэмы, рассматриваемая как “смерть… энтропия… или переход в иную плоскость” 3, как метафора несвободы человека в тоталитарном государстве или как убийство героя уличными бандитами, объясняется исследователями более или менее сходным образом. “Мир, в котором обитают герои поэмы Ерофеева, абсурден. В нем нет места человеку с золотым сердцем и чистой душой младенца – Веничке” 4. (В этом, как справедливо отмечается в ряде комментариев, герой ерофеевской поэмы сродни персонажу романа Ф. Достоевского “Идиот” Мышкину, “князю-Христу”.)

Как нам представляется, в указанной учеными параллели, вполне убедительно аргументированной, все же остается опущенным одно важное звено. Христос пришел на землю с ясным осознанием своей миссии: взять на себя грехи мира и мученической гибелью искупить их. Этого нельзя сказать о герое “Москвы – Петушков”. “За чьи грехи погибла душа Венички Ерофеева?” 5. И есть ли основания утверждать, что его смерть, подобно смерти Христа, была добровольной (пусть даже подсознательно) жертвой во имя человечества?

Некоторые фрагменты поэмы, на наш взгляд, действительно говорят в пользу последнего предположения. Так, в первой же главе, “Москва. На пути к Курскому вокзалу”, герой выбирает свою дорогу: “Я пошел направо, чуть покачиваясь от холода и от горя…” (С. 18). По мнению Э. Власова, здесь “пародируется традиционная фольклорная ситуация “витязя на распутье” <…> Литературным источником пассажа является былины, в которой <…> сын царя Саула, родившийся в его отсутствие, едет на поиски отца, и конечной целью его поездки является встреча с отцом. <…> Веничка, естественно, выбирает дорогу направо, где ему “самому смерть”, то есть уже в первой главе поэмы предвосхищает ее финал” (С. 141). Следовательно, герой вполне добровольно, хотя и подсознательно, выбирает смерть. Причем добровольность эта подчеркнута: “Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево, я тебя не принуждаю ни к чему. Если хочешь идти направо – иди направо” (С. 18). В главе “Москва – Серп и Молот” питие героя, обусловленное состоянием его души, сопоставляется с мученичеством святой: 6.

© POL, Chemberlen 2005-2024
дизайн: Vokh
Написать письмо
Вы можете помочь